Без учета российских реалий
Стремление российских девелоперов привлекать западных архитекторов имеет и обратную сторону: иностранные архитекторы в погоне за оригинальностью забывают учитывать российские реалии, российские нормативы. В итоге многие проекты оказываются нереализуемыми.
«Серенький рынок местных проектов разбавляется интересными работами западных и российских архитекторов. Иностранные коллеги объединяются с российскими партнерами. Первые привносят интересные особенности западного опыта, вторые – обучают работе в российских реалиях. Все большее число иностранных проектов успешно проходят экспертизу. В будущем, я уверен, количество западных архитекторов и проектировщиков в Петербурге будет только увеличиваться, поскольку западные бюро в значительной степени более ориентированы на заказчика, чем отечественные», – считает Евгений Богданов, генеральный директор финского проектного бюро Rumpu.
По мнению Николая Казанского, директора Colliers International, девелоперы все чаще привлекают к участию в проекте иностранные проектные организации для увеличения конкурентоспособности объекта и создания уникальной архитектурной концепции. «Все знаковые проекты Петербурга, возводимые в последние несколько лет, были спроектированы иностранцами – ТРК «Галерея», ТРК «Гранд Каньон» и новый стадион на Крестовском», – заявил специалист. Он отметил, что зачастую иностранные архитекторы в погоне за оригинальностью забывают учитывать российские реалии, российские нормы СНиПов, СанПиНов и пожарной безопасности. В итоге многие проекты оказываются нереализуемыми, и их приходится переделывать уже российским архитекторам, как это произошло, например, со второй сценой Мариинского театра. «На мой взгляд, для успешной реализации проекта важнее всего не имя архитектора, а экономика проекта в сочетании с функциональностью, которые вместе должны образовать оригинальную архитектурную концепцию», – добавил Николай Казанский.
Архитектор Никита Явейн, напротив, уверен, что иностранные проектные организации лишь оттягивают часть денег с российского рынка за счет выполнения предпроектных работ, но не доводят объекты до конца. «Что осталось от Доминика Перро в финальном проекте второй сцены Мариинского театра? А что осталось от Кисё Куракавы в проекте стадиона на Крестовском острове? Ничего. Если говорить о сегменте жилищного строительства, то можно назвать лишь несколько проектов финских архитекторов», – считает Никита Явейн. Он отметил, что иностранные компании занимают сейчас небольшую долю петербургского рынка, зачастую они приобретают мелкие отечественные проектные организации, чтобы выйти на рынок, но серьезной конкуренции пока не представляют.
Однако Андрей Тетыш уверен, что приход большого числа иностранных архитекторов в город подстегнет отечественных архитекторов. «На рынке не хватает новых компаний европейского формата, которые привнесли бы новую стилистику и вывели отрасль на новый виток развития. Для проектирования элитных домов уже сейчас часто привлекают именитых архитекторов и дизайнеров», – рассказывает Андрей Тетыш. Он отметил, что сейчас в Санкт-Петербурге архитекторы не придерживаются единой стилистики для строительства жилых домов, а следовательно, невозможно выделить наиболее популярные тенденции. Проектные организации, наоборот, стараются использовать разнообразные стили: чем оригинальнее проект, тем проще найти покупателя. Особенно важно для архитектора уловить тенденции, которые будут пользоваться популярностью у клиентов через 2-4 года, когда дом будет готов. Так или иначе, вкусы покупателей оказывают серьезное влияние на внешний облик жилых комплексов.
рубрика:
Проектировщики
автор:
Мария Яцко