В сфере госзакупок могут появиться «белые списки» строительных компаний
Минэкономразвития рассмотрит предложения саморегулируемых объединений по поводу разрабатываемого ведомством законопроекта «О федеральной контрактной системе» (ФКС), который призван стать заменой действующему ФЗ № 94 «О размещении заказов…». Среди них – создание рейтинга строительных компаний и учет их прежнего опыта работы в области госзаказа.
Руководители СРО НП «Строительный ресурс» и НП «Специальный ресурс» на прошлой неделе направили в Минэкономразвития свои предложения о проекте закона «О ФКС». Как сообщил на круглом столе в СПбГУ руководитель отдела специальных проектов СРО НП «Строительный ресурс» Игорь Немчиков, чиновникам предложено возложить на Правительство РФ обязанность вести рейтинги строительных компаний, а на руководителей СРО – обязанности вести такой рейтинг среди своих членов.
Начальник службы Госстройнадзора Петербурга Александр Орт согласился с предложениями. «В 1990-х годах нас направляли на обучение в Германию. Мы интересовались у немцев, как у них организована работа в сфере госзакупок. Они говорили, что работают по прямым связям безо всяких конкурсов. Скажем, если я построил объект с подрядчиками, то на другой объект я приду с ними же. В этом смысле опыт и деловая репутация действительно очень важны», – рассказал он.
Инициаторы поправок в тексте своих предложений обращают внимание на то, что по проекту закона участники торгов обязаны дать обоснование в случае понижения цены на 25% и более.
«Неясно, как это будет реализовано в условиях непрерывных электронных торгов, поэтому мы предлагаем обязать участников конкурса предоставлять обоснование о снижении цены на 15, 20 и 30% до начала самого конкурса. Если участник конкурса не планирует снижать цену более чем, скажем, на 15%, он не сможет этого сделать во время конкурса из-за электронного блокирования», – сказал господин Немчиков.
«Неясно, зачем предлагать новые ограничения, дополнительные планки, если в нынешней редакции законопроекта (предложенной Минэкономразвития – «Строительный Еженедельник») и так установлен барьер в 25%», – говорит юрист практики по недвижимости и инвестициям ООО «Качкин и партнеры» Евгений Ширстов. Он объясняет, что по нынешней редакции законопроекта участники электронных торгов не обязаны давать какие-либо обоснования – конкурс автоматически признается несостоявшимся при понижении цены на 25% и более. После этого может быть проведен еще один электронный аукцион либо проведено осуществление закупки по иной процедуре – путем запроса предложений, пояснил он.
«А каждый раз обязывать участников заранее давать обоснования – это и ненужное ограничение, и лишняя трата времени», – считает господин Ширстов.
«Поэтому единственная польза от предложения ввести дополнительные планки для участников электронных торгов может заключаться лишь в том, что эти ограничения могли бы помешать, например, подставному участнику с самого начала процедуры снижать цену на 25%, чтобы добиться в итоге другого вида закупки – запроса предложений. Кроме того, предложение не соответствует и духу законопроекта – он исходит из добросовестности участников конкурса», – сказал он.
Одним из соавторов предложений является доцент высшей школы экономики СПбГУ Андрей Иванов. По его мнению, необходимо создать реестр контрактов, содержащий оценку качества его выполнения, при этом оценку должно совершать незаинтересованное третье лицо. Также для компаний, которые хотят принять участие в конкурсах, он предлагает установить предел суммы ранее выполненных контрактов, без которого компании не смогут в нем поучаствовать.
Подобные ценовые пороги существуют в странах Евросоюза. Ценовой порог для конкурсов на закупку товаров и услуг у правительственных организаций составляет 137 тыс. EUR, у коммерческих – 211 тыс. EUR, а для заказа на выполнение работ (в том числе строительных) – 5,3 млн EUR, говорится в тексте предложений. При этом из предложений неясно, в каких случаях, по мнению авторов, необходимо устанавливать порог и как молодым компаниям накопить нужную сумму контрактов, если, скажем, во всех конкурсах присутствуют эти ценовые пороги.
Руководители СРО НП «Строительный ресурс» и НП «Специальный ресурс» на прошлой неделе направили в Минэкономразвития свои предложения о проекте закона «О ФКС». Как сообщил на круглом столе в СПбГУ руководитель отдела специальных проектов СРО НП «Строительный ресурс» Игорь Немчиков, чиновникам предложено возложить на Правительство РФ обязанность вести рейтинги строительных компаний, а на руководителей СРО – обязанности вести такой рейтинг среди своих членов.
Начальник службы Госстройнадзора Петербурга Александр Орт согласился с предложениями. «В 1990-х годах нас направляли на обучение в Германию. Мы интересовались у немцев, как у них организована работа в сфере госзакупок. Они говорили, что работают по прямым связям безо всяких конкурсов. Скажем, если я построил объект с подрядчиками, то на другой объект я приду с ними же. В этом смысле опыт и деловая репутация действительно очень важны», – рассказал он.
Инициаторы поправок в тексте своих предложений обращают внимание на то, что по проекту закона участники торгов обязаны дать обоснование в случае понижения цены на 25% и более.
«Неясно, как это будет реализовано в условиях непрерывных электронных торгов, поэтому мы предлагаем обязать участников конкурса предоставлять обоснование о снижении цены на 15, 20 и 30% до начала самого конкурса. Если участник конкурса не планирует снижать цену более чем, скажем, на 15%, он не сможет этого сделать во время конкурса из-за электронного блокирования», – сказал господин Немчиков.
«Неясно, зачем предлагать новые ограничения, дополнительные планки, если в нынешней редакции законопроекта (предложенной Минэкономразвития – «Строительный Еженедельник») и так установлен барьер в 25%», – говорит юрист практики по недвижимости и инвестициям ООО «Качкин и партнеры» Евгений Ширстов. Он объясняет, что по нынешней редакции законопроекта участники электронных торгов не обязаны давать какие-либо обоснования – конкурс автоматически признается несостоявшимся при понижении цены на 25% и более. После этого может быть проведен еще один электронный аукцион либо проведено осуществление закупки по иной процедуре – путем запроса предложений, пояснил он.
«А каждый раз обязывать участников заранее давать обоснования – это и ненужное ограничение, и лишняя трата времени», – считает господин Ширстов.
«Поэтому единственная польза от предложения ввести дополнительные планки для участников электронных торгов может заключаться лишь в том, что эти ограничения могли бы помешать, например, подставному участнику с самого начала процедуры снижать цену на 25%, чтобы добиться в итоге другого вида закупки – запроса предложений. Кроме того, предложение не соответствует и духу законопроекта – он исходит из добросовестности участников конкурса», – сказал он.
Одним из соавторов предложений является доцент высшей школы экономики СПбГУ Андрей Иванов. По его мнению, необходимо создать реестр контрактов, содержащий оценку качества его выполнения, при этом оценку должно совершать незаинтересованное третье лицо. Также для компаний, которые хотят принять участие в конкурсах, он предлагает установить предел суммы ранее выполненных контрактов, без которого компании не смогут в нем поучаствовать.
Подобные ценовые пороги существуют в странах Евросоюза. Ценовой порог для конкурсов на закупку товаров и услуг у правительственных организаций составляет 137 тыс. EUR, у коммерческих – 211 тыс. EUR, а для заказа на выполнение работ (в том числе строительных) – 5,3 млн EUR, говорится в тексте предложений. При этом из предложений неясно, в каких случаях, по мнению авторов, необходимо устанавливать порог и как молодым компаниям накопить нужную сумму контрактов, если, скажем, во всех конкурсах присутствуют эти ценовые пороги.
рубрика:
Тендеры
автор:
Александр Аликин