«СРО на пару лет необходим режим правового моратория»
Президент Российского союза строителей Владимир Яковлев в беседе с корреспондентом «Строительного Еженедельника» Светланой Денисковой рассказал об основных направлениях работы союза, о том, как будет решаться вопрос дефицита кадров, о необходимых изменениях в федеральное законодательство и о том, как будет развиваться система саморегулирования.
– Несколько лет назад в строительном комплексе начала работать система саморегулирования. Как Вы считаете, эффективна ли она?
– Безусловно. Саморегулирование в строительстве существует 3 года. Если до его введения в нашей отрасли было около 265 тыс. предприятий, имевших лицензии на строительство, проектирование и инженерные изыскания, то сейчас их количество сократилось вдвое. На рынке остаются только надежные и проверенные. В то же время в этой сфере имеются определенные проблемы. Одна из них – с катастрофической скоростью меняющееся законодательство. За 3 года в него внесено более 200 поправок. По нашему мнению, саморегулируемым организациям на пару лет необходим режим правового моратория.
Другая проблема. В Градостроительном кодексе прописан весь цикл существования зданий: инженерные изыскания, проектирование, строительство и эксплуатация. Система саморегулирования охватывает лишь изыскания, проектирование и строительство, и надо обязательно ввести в нее сферу эксплуатации зданий. Тогда организации, участвующие в управлении недвижимостью, будут нести всю полноту ответственности за свою деятельность.
В компенсационных фондах, которые действуют в национальных объединениях, сегодня аккумулировано примерно 42 млрд рублей. В случае аварии из этих денег можно полностью компенсировать ущерб. Такой фонд надо сформировать и в сфере эксплуатации зданий. Особенно это касается жилья. Зачастую управляющие компании объявляют себя банкротами, а заложниками ситуации оказываются жители.
– Теперь эти хлопоты лягут на плечи вновь созданного Национального объединения управляющих недвижимостью?
– Не только. Меня тоже включили в совет партнерства, следовательно, будем сообща готовить соответствующий законопроект – Союз строителей, депутаты Госдумы, специалисты Фонда реформирования ЖКХ, эксперты нового объединения.
– Сегодня в стройотрасли строит проблема дефицита кадров. Что делает союз для ее решения?
– Если появившийся несколько лет назад дефицит был отчасти восполнен иностранными рабочими, то в ближайшем будущем надо делать ставку на подготовку своих квалифицированных работников. Кадровую работу в Союзе строителей возглавляет вице-президент Валерий Теличенко, ректор Московского строительного университета. По инициативе Валерия Ивановича и при поддержке нашего союза ведущие вузы России, осуществляющие подготовку по архитектурно-строительным специальностям, заключили соглашение о сотрудничестве в области кадрового обеспечения инвестиционно-строительной сферы. В рамках документа предполагается формирование единой системы трудоустройства выпускников и внедрение мониторинга рынка труда. Сейчас работаем над профессиональной аттестацией и над формированием образовательных стандартов подготовки специалистов. Добиваемся передачи функции по контролю качества подготовки кадров в отрасли нашему Союзу строителей и еще некоторым отраслевым структурам.
В части регионов, в том числе в Петербурге, ведется обучение строителей на курсах профессиональной переподготовки по программе софинансирования, когда правительство города возмещает 80% затрат на обучение.
Что касается дефицита рабочих строительных специальностей, то здесь наше внимание сосредоточено на организованном привлечении иностранной рабочей силы, снижении уровня нелегальной трудовой миграции. Заключены соглашения с Ассоциацией строителей Таджикистана и Союзом строителей Кыргызской Республики. Прорабатываем механизм привлечения рабочих для трудоустройства у заранее выбранного работодателя.
– Решением бюро Российского союза промышленников и предпринимателей Вы назначены на 2012 год руководителем комиссии по строительному комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству. Как сочетаются эта работа и обязанности президента Союза строителей?
– Точек соприкосновения много. Так, на первом заседании мы рассматривали вопрос о федеральной контрактной системе и новых правилах госзакупок для строительного сообщества. Позиции были высказаны разные. Надо сказать, что закон о размещении заказов для муниципальных нужд подвергается критике с момента его рождения. Должен быть принят новый документ. Сейчас работа над ним и в Союзе строителей, и в СПП активно продолжается, надеемся, что новый закон окажется лучше действующего.
– Вы рассказывали, что недавно на правительственном заседании по вопросам регионального развития шел разговор о мерах, направленных на снятие административных барьеров. Какие перспективы тут ожидают отрасль?
– Именно снятия барьеров ждут сегодня в первую очередь строители. Предлагаются как радикальные подходы – полностью перейти на уведомительный порядок, – так и половинные – сокращение количества процедур хотя бы вдвое, ведь это значительно изменит ситуацию. Застройщики рассказывают, что проблемы начинаются уже на этапе согласования земельного участка, а непосредственно во время строительства необходимо собрать примерно 70 подписей. Чтобы построить дом, приходится на согласования тратить в среднем около 25 млн рублей и 3 года работы. В итоге только 40% в стоимости жилья – это то, что называется себестоимость квадратного метра, 10% – земля, 20% – различного рода согласования по документации, 30% – всякие инженерные дела, связанные с подключениями и присоединениями.
– Строители шумно обсуждают вопрос о необходимости создания нового, чисто строительного министерства. Вы согласны, что такое министерство нужно?
– Разговоры о новом ведомстве, действительно, давно идут в строительной среде, и связаны они в первую очередь с недостаточными масштабами нынешнего Минрегиона. Если взять данные по другим странам, то в США, например, в Министерстве гражданского строительства трудятся 13 тыс. специалистов. У нас сегодня всем российским созидательным комплексом руководят около 200 человек. Впереди большие объемы работ. Министерство регионального развития, вероятно, будет реорганизовано. При этом, думается, не обязательно увеличивать штат центральной структуры, но строителям необходимы мобильные региональные управления. Федералы, какими бы хорошими специалистами они ни были, не в состоянии принять нужное для региона решение. Надо поднимать строительную индустрию непосредственно на местах, в том числе и при участии общественных ассоциаций.
– Какими Вы видите задачи союза на ближайшее будущее?
– Российский союз строителей является неотъемлемой частью строительного комплекса страны, поэтому задачи у нас общие. В перспективе у отрасли реализация таких крупных проектов, как строительство на Дальнем Востоке объектов к сентябрьскому саммиту АТЭС, подготовка к Универсиаде в Казани, к Олимпиаде в Сочи. А там не за горами и чемпионат мира по футболу, который планируется провести в 13 городах России. Во-вторых, это государственная стратегия на увеличение объемов дорожного строительства. И главное – значительный рост в жилищной сфере. Руководство страны поставило перед строителями точную задачу – к 2020 году вводить ежегодно по 140 млн метров – по 1 кв. м на каждого жителя страны. Тогда новое жилье будет доступно не для четверти населения, как сейчас, а для 60% семей.
– Когда, на Ваш взгляд, квартирный вопрос для россиян может быть решен полностью?
– В своих программных статьях президент России Владимир Путин не просто определил такой рубеж – 2030 год, но и перечислил необходимые условия для выполнения нелегкой социальной задачи. Я могу их еще раз повторить.
Первое – нужно пересмотреть стоимость строительства. Не секрет, что сейчас цены на жилье раздуты из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. В совокупности мы можем их снизить процентов на 20, а в отдельных регионах – на треть. Это произойдет за счет снижения цен на стройматериалы и введения конкурентной экспертизы строительных проектов, а также если мы переведем излишние процедуры согласования и строительного надзора в уведомительные.
Второе – введение в оборот земельных участков, которые сегодня лежат мертвым грузом. Речь идет о расширении агломерационного радиуса крупных городов, строительстве дорожной сети, об изъятии земель у некоторых государственных учреждений. На региональном уровне надо обеспечить устранение монополизма – как строителей, так и поставщиков материалов.
Третье условие – уменьшение ставки по ипотеке, особенно для молодых семей и для работников бюджетного сектора. На этот год поставлена задача снизить процент по жилищному кредиту в рублях до 9% годовых.
Биография
Биография
Владимир Анатольевич Яковлев родился 25 ноября 1944 года в городе Олекминске Якутской АССР. В 1965 году окончил Ленинградский монтажный техникум, в 1974 году – вечернее отделение политехнического института по специальности «капитальное строительство и реконструкция».
Работал на различных должностях в ремонтно-строительных управлениях Ленинграда и в органах госвласти. В октябре 1993 года он занял пост председателя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Санкт-Петербурга и одновременно стал заместителем мэра города Анатолия Собчака. Дважды избирался мэром Санкт-Петербурга (1996 и 2000 годы).
Вице-премьер в Правительстве РФ по вопросам ЖКХ (июнь 2003 года – март 2004 года), министр регионального развития РФ (2004-2007), полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе (март-сентябрь 2004 года). Президент Российского союза строителей с апреля 2009 года по настоящее время.
рубрика:
Саморегулирование