Рынок ЖБИ ждет обострение конкуренции
Рынок железобетонных изделий (ЖБИ), серьезно просевший в период кризиса, начинает отыгрывать падение и привлекает новых игроков. Эксперты считают, что развитие конкуренции позволит этому рынку восстановиться быстрее.
Так, компания «Старт Девелопмент» планирует построить собственное панельное производство для жилищного домостроения мощностью около 200 тыс. кв. м в год на территории индустриального парка «Дони-Верево». Об этом недавно в интервью газете «Коммерсант» заявил Андрей Назаров, генеральный директор компании. Он также уточнил, что в течение 2 лет в запуск производства планируется вложить порядка 30 млн EUR. 100-150 тыс. кв. м компания будет застраивать сама, а остальное будет продавать своим партнерам. Спрос на эту продукцию в Петербурге, по словам аналитиков, пока не удовлетворен.
Эксперты говорят о постепенном стирании границ между рынками крупнопанельного домостроения и ЖБИ, что, например, характерно для Москвы. «Все вновь создаваемые ЖБИ-заводы, которые либо строились, либо только заявлялись, нацеливались на каркасную технологию, которая при использовании наружных трехслойных ЖБИ-панелей вообще мало чем отличается от традиционной «панели», – говорит Александр Батушанский, генеральный директор ЗАО «Решение».
Существующие производители следят за активностью на рынке и также увеличивают мощности. К примеру, ООО «СиБ-центр» (занимает порядка 7,5% рынка ЖБИ Петербурга) в 2012 году ввело новые производственные линии и увеличило существующие мощности на 15%. К 2013 году компания планирует увеличение еще на 15 %. Летом текущего года ЗАО «Бетсет» планирует запустить второй завод по производству ЖБИ в Петербурге.
В настоящее время в рамках программы по созданию производственных кластеров, реализуемой Группой ЛСР, ОАО «ПО «Баррикада» (занимает свыше 30% рынка) формирует производство железобетонных изделий в Гатчине. «Создание высокотехнологичного ЖБИ-кластера подразумевает не механический перенос оборудования с завода, расположенного в городе, а полную модернизацию производства. По сути, это создание нового современного завода, целого комплекса по выпуску ЖБИ», – рассказывает Ильдар Кутыев, директор по развитию ПО «Баррикада», входящего в состав Группы ЛСР. Эксперты также говорят о намерениях выйти на рынок как минимум еще двух новых игроков.
Между тем «порог входа на рынок достаточно высокий – создание современного железобетонного производства, ориентированного на выпуск качественной продукции, обходится в сотни миллионов рублей», – поясняет господин Кутыев. «Помимо значительных инвестиций требуются большие площади под хранение готовой продукции, новое производство потребует подключения к инфраструктуре. Поэтому вероятнее всего, что рынок будет развиваться по пути модернизации существующих производств», – добавляет Ольга Киюцина, генеральный директор аналитического агентства «Амикрон-консалтинг».
«В последнее время мы отмечаем приток продукции от подмосковных компаний. Новые мощности в Петербурге и Ленобласти появляются, как правило, не для продажи продукции на внешний рынок, а для реализации своих потребностей. Сегодня рынок недостаточно насыщен в части нестандартных форм, поэтому здесь у новых игроков есть шанс закрепиться», – говорит Олег Бурцев, начальник отдела продаж ООО «СиБ-центр». Рынку нужны игроки, поставляющие современные виды ЖБИ, обеспечивающие архитектурную выразительность и гибкость планировочных решений, считает госпожа Киюцина.
«Рынок железобетона в Петербурге и Ленобласти достаточно насыщен. Появление новых игроков – очень нужное и востребованное явление. Производство ЖБИ в пределах города и области обеспечивает не менее 88% потребностей местного рынка. Потенциал есть и для того, чтобы обеспечивать ЖБИ близлежащие регионы. Но объективно очень непросто конкурировать с Москвой, где цены на цемент и металл значительно ниже, чем в Петербурге», – поясняет Елена Леонтьева, коммерческий директор компании ЗАО «БалтТеплоСтрой».
«В период кризиса объемы производства ЖБИ и ЖБК в Петербурге заметно сократились – в 2009 году сразу на треть. В 2010-2011 годах ежегодный прирост объемов выпуска не превышал 5%. Ситуация начала кардинально меняться только в 2012 году – по итогам I квартала прирост по отношению к тому же периоду 2011 года составил 16%. Пока что отставание от докризисных показателей остается существенным и составляет около 20-30%», – подсчитала Ольга Киюцина. «Наибольшая доля ЖБИ на рынке Петербурга и Ленобласти уходит на жилищные и инфраструктурные стройки – «Московская Славянка», строительство жилья эконом-класса в Осиновой Роще и Шушарах, строительство порта в Усть-Луге», – рассказывает Светлана Ивановская, ведущий аналитик АГ SOLUM.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Андрей Семериков