Вадим Александров: «Строить под землей можно и нужно»

В условиях дефицита земли и сложностей с транспортной инфраструктурой Санкт-Петербургу необходимо искать новые пути развития и более активно осваивать подземное пространство. О перспективах и проблемах развития подземной части города «Строительному Еженедельнику» рассказал генеральный директор ОАО «Метрострой» Вадим Александров.

– В чем, на Ваш взгляд, сегодня заключаются основные проблемы крупных городов и Петербурга в частности?
– Проблемы больших городов везде одинаковы: отсутствие свободных мест для размещения новых городских объектов и сильная перегруженность наземных магистралей. Отсюда вытекают проблемы, связанные с развитием мегаполиса, экологией, энергоэффективностью и пр. А как следствие, жизнь в мегаполисе перестает быть комфортной. В зарубежных странах уже как минимум последние 10 лет ведется работа по улучшению качества жизни в мегаполисах, многие транспортные, хозяйственные и другого назначения объекты опускаются под землю. 
 
– Что можно предложить для решения этих проблем?
– Единственный способ, который может помочь решить проблемы современного мегаполиса, – это освоение подземного пространства. Если мы опустим под землю основные транспортные потоки, разместим там парковки, магазины и досуговые центры, выстроим хранилища для библиотек, архивов и пр., на поверхности освободятся большие территории, которые можно будет полностью отдать человеку, озеленить, построить новое комфортное жилье. 
 
– Насколько технически сложно осваивать подземное пространство в условиях петербургских грунтов?
– Двадцать лет назад реализация проектов по освоению подземного пространства в мегаполисе казалась неосуществимой. Большая часть наших граждан по-прежнему считают, что это очень дорого и технически невозможно. Однако сегодня мы имеем все, чтобы воплотить самые смелые инженерные идеи в жизнь. Взять, к примеру, станцию «Адмиралтейская». В самом центре города, в невероятно плотной городской застройке мы соорудили самый длинный наклонный ход. Ни одно здание при этом не пострадало, а горожане и гости города получили удобный выход из метрополитена рядом с самыми красивыми и известными достопримечательностями Санкт-Петербурга. Потенциал подземного строительства огромен. Если мы в 1940-1950 годы без техники, специалистов, необходимого опыта сумели построить в Ленинграде метрополитен глубокого заложения, то сегодня, имея самое современное оборудование, технологии, высококлассных специалистов, мы можем гораздо больше. И это касается не только Петербурга. Программы комплексного освоения подземного пространства должны появиться во всех городах, чье население превышает 1 млн человек. Конечно, подземное строительство – это затратно и технически сложно. Но оно не сложнее и не затратнее высотного строительства. И при этом имеет гораздо больше плюсов. Нам помогает сама земля, которая держит фиксированную температуру, защищает от осадков, благодаря чему эксплуатация подземного объекта экономически гораздо выгоднее.

– Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы работа по освоению подземного пространства нашего города шла более активно?
– Сегодня Санкт-Петербургу ничего не мешает изучить опыт городов, где уже реализованы проекты освоения подземного пространства, разработать свою собственную стратегию развития, привлечь в эту сферу инвесторов. Подземное строительство обязательно должно быть регламентировано документом городского правительства и увязано с другими градостроительными программами. Разработка подобного документа – это очень большая и серьезная работа. Но ее необходимо начать уже сейчас. Мы надеемся, что международный форум «Комплексное освоение подземного пространства мегаполисов» поможет нам развеять необоснованные страхи, убедить городское правительство в необходимости и безопасности подземного строительства и совместно сделать наш город еще более красивым и удобным для проживания.
рубрика: Точка зрения
автор: Иван Ибрагимбеков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.