Шоу-бизнес в поисках инвесторов

Бизнес, связанный с созданием, содержанием и эксплуатацией концертных площадок всех форматов, малопредсказуем. В связи с этим получить банковский кредит под разумный процент на открытие нового места практически нет шансов.
 
О проектном финансировании речь и вовсе идти не может. По словам основателя клубов «Космонавт» и «А2» Натальи Леушиной, иногда владельцы площадок обращаются за дешевыми деньгами в европейские банки. «В любом случае заемные средства – не самый удачный вариант для финансирования клубных проектов в России из-за их высокой рискованности. Практика показывает, что проще найти партнера, который возьмет на себя часть финансирования», – говорит госпожа Леушина. 
Основной доход владельцам концертных площадок приносит аренда под мероприятия различного формата – от выставок до корпоративов. Дополнительную прибыль приносят рекламные возможности. Наиболее распространенными в России вариантами являются «наружка», реклама на билетах, BTL-акции. На Западе в качестве дополнительного источника дохода активно используется брендирование самого объекта. «Титульный спонсор арены – широко распространенная практика. Стоимость такого права составляет сотни миллионов долларов. Свое имя концертным комплексам дают крупные производители товаров и услуг. К примеру, сразу несколько объектов в крупных европейских городах носят имя оператора сотовых услуг O2. Это позволяет компании повышать узнаваемость бренда и иметь постоянную площадку для рекламных и BTL-акций с гарантированным высоким потоком посетителей», – говорит руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Ольга Земцова. В России успешных сделок такого формата пока зафиксировано не было. Хотя попытки все же предпринимались. В частности, в прошлом году администрация СКК «Петербургский» объявила о конкурсе на право стать титульным спонсором объекта. Стоимость спонсорства была установлена на уровне 5 млн USD. 
Наиболее прибыльными концертными площадками являются более гибкие форматы. К примеру, клубы, которые могут использоваться в ежедневном режиме. По мнению Натальи Леушиной, наименее рискованными являются заведения вместимостью до 1,5 тыс. человек. «Рентабельность той или иной площадки зависит от множества факторов. Существенную роль играет местоположение, техническое оснащение, концепция, – рассказывает она. – Снижают рентабельность сложности с подключением к электросетям и высокие цены на коммунальные услуги. Кроме того, негативно сказываются продолжительные бюрократические процедуры. На решение вопросов с государственными органами иногда приходится тратить слишком много усилий». По ее оценкам, оперативные месячные расходы небольшой клуб «закрывает» за 10 концертов, большая площадка – за 5. Самоокупаемость бизнеса – 3 и 5 лет соответственно. По оценке Анны Мишутиной, рентабельность клуба может варьироваться от 5 до 25%, примерный средний диапазон выручки составляет 100-300 млн рублей в год. 
Инвестиции в строительство концертной площадки, по оценке Ольги Земцовой, составляют не менее 1500 USD за 1 кв. м. При этом создание путем переоборудования существующих зданий затруднительно из-за отсутствия объектов, подходящих для такой реконструкции. Объект должен соответствовать специфическим требованиям по своему конструктиву, планировке, высоте потолков. Площадку более чем на 500 мест мирового качества придется строить с нуля. 
Стоимость оборудования концертной площадки с нуля может обойтись как в несколько тысяч долларов, так и в несколько миллиардов рублей, уверен советник президента по развитию GC Development Борис Юшенков. Отдельная статья расходов – оборудование. «Специальные статьи строительных затрат – расчет и выполнение акустики зала и устройство звукоизоляции. К примеру, в случае с Мариинкой-3 за проект акустического решения японская фирма получила порядка 300 тыс. долларов», – рассказал господин Юшенков.

Кстати
По мнению аналитиков, петербургский сегмент рынка развлечений, связанный с концертной и клубной деятельностью, в целом остается ненасыщенным. Прогнозируется, что в горизонте следующих 3-4 лет средние темпы его роста составят не менее 10-15%. Качественных объектов, отвечающих современным стандартам, все еще сравнительно немного. Действующие петербургские площадки не всегда соответствуют требованиям по сопутствующей инфраструктуре – недостаточно подсобных помещений, гримерных, ограничена вместительность парковки.
рубрика: Коммерческая недвижимость
автор: Агата Маринина
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.