Мобильный имидж дороже денег
Сотовые операторы борются за право оказания услуги Wi-Fi в торговых комплексах и бизнес-центрах. Однако участники рынка уверяют, что прямой финансовой выгоды беспроводной Интернет не приносит.
Интернет-провайдеры и операторы связи уделяют все больше внимания внедрению телекоммуникационных систем на территории торговых комплексов и бизнес-центров. За счет постоянного увеличения площадей коммерческой недвижимости провайдеры могут рассчитывать на стабильный рост числа клиентов в этом сегменте рынка. По данным Colliers International, в Санкт-Петербурге в 2011 году было введено в эксплуатацию 18 офисных центров класса А и В общей площадью 139 тыс. кв. м («Санкт-Петербург Плаза», «Аэропорт Сити», «Вант», «Белоостровская, 6», «На Парнасе», «Охта-Хаус», «Балканский»). В 2012 году планируется запуск еще 20 объектов общей площадью уже 191 тыс. кв. м. Динамика появления новых торговых площадей выглядит еще более внушительно: в 2011 году было введено 320 тыс. кв. м торговых площадей, а до 2012-2014 годов планируется завершить строительство 25 проектов с арендной площадью 650 тыс. кв. м.
По мнению Екатерины Лапиной, директора департамента коммерческой недвижимости АРИН, хорошая телекоммуникационная система – это один из существенных факторов для продвижения бизнес-центров. «При неправильном подходе этот показатель может стать существенным недостатком. Например, если собственник заключает эксклюзивный договор с одним из операторов сети, он рискует потерять тех арендаторов, у которых есть свои провайдеры. У многих сетевых структур есть собственные партнеры – поставщики телекоммуникационных услуг, с которыми работают все отделения компании. За счет навязывания своего оператора связи собственник бизнес-центра заранее ограничивает круг арендаторов», – отметила она. По мнению эксперта, собственникам бизнес-центров выгоднее договариваться сразу с несколькими компаниями-провайдерами. В случае заключения эксклюзивного договора в нем необходимо прописать обязательные условия сотрудничества с возможными операторами арендаторов.
Вадим Виноградский, директор компании «Гарс Телеком Северо-Запад», уверен, что наличие Wi-Fi в бизнес-центре или торговом комплексе сейчас является обязательным условием для любого девелопера или управляющей компании. На одном объекте могут параллельно работать 3-4 оператора. Однако, по оценке специалиста, конкурентным преимуществом в этом сегменте рынка является развитая собственная сеть. Затраты на организацию Wi-Fi-точки складываются из последней мили (то есть достройка волоконно-оптического кабеля от узла оператора до конкретного адреса) и оборудования, поэтому оператор с наиболее развитой сетью получает больше возможностей.
Директор коммерческого департамента ЗАО «Вест Колл ЛТД» Алексей Ефимов также отметил, что лидирующее положение в сегменте проводного и беспроводного Интернета в торговых и коммерческих центрах занимают крупнейшие игроки на рынке телекоммуникаций Санкт-Петербурга, поскольку сеть Wi-Fi всегда является дополнением общей сетевой инфраструктуры оператора. Несмотря на серьезную конкуренцию в этом сегменте рынка, доминирующее положение занимают «Мегафон», «Билайн», «Простор-Телеком» и WestCall .
При этом сами участники рынка уверены, что с финансовой точки зрения заработать именно на предоставлении услуги беспроводного Интернета невозможно.
Оборудование зоны питания средней площадью 2 тыс. кв. м в торговом центре беспроводным Интернетом обойдется в 50-70 тысяч рублей.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Мария Яцко