Владислав Озорин: «Лишь треть проектов предусматривает мероприятия по энергосбережению»
Россия в целом и Петербург в частности занимает далеко не ведущее место в применении энергосберегающих технологий. В настоящее время энергоемкость ВВП России почти в 2,5 раза превышает аналогичные показатели стран Западной Европы, что в 2 раза выше среднемирового уровня. Владислав Озорин, президент Ассоциации энергетических предприятий Северо-Западного федерального округа, объяснил, в чем здесь причина.
– Какие меры принимаются в настоящее время для повышения энергоэффективности экономики?
– 21 января 2011 года была опубликована государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года». В рамках данной программы планируется комплексное развитие инфраструктуры, повышение квалификации всех уровней специалистов, занятых в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространение системы энергетического менеджмента.
Можно выделить пять основных направлений данной программы: участие государства в части софинансирования приоритетных проектов в регионах, предоставление государственных гарантий по займам и кредитам для реализации проектов, внедрение Государственной информационной системы «Энергосбережение и повышение энергоэффективности» (ГИС ЭЭ), повышение квалификации специалистов, ответственных за энергосбережение, организация научно-исследовательских работ по поиску и описанию лучших технологий локализации производств.
В конце 2011 года в рамках исполнения федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» был принят целый пакет важных нормативно-правовых актов (в том числе и административных регламентов), которые формируют единую систему повышения энергоэффективности экономики страны и управления процессами энергосбережения. Данная система создает специфическое правовое поле в сфере энергетической эффективности и позволяет обеспечивать, с одной стороны, рациональное распределение полномочий между всеми уровнями власти, а с другой – целостность и полноту принимаемых решений.
К сожалению, принятые меры – запоздалый шаг. Они были бы более актуальными еще 4-5 лет назад, когда проходило «урезание» полномочий Ростехнадзора, и надзор в сфере энергетики был доверен экологам путем переподчинения Ростехнадзора Министерству природных ресурсов России. Это послужило одной из весомых причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ряда «веерных» отключений» в Петербурге и Москве, которые заставили вернуть Ростехнадзор, а с ним и «энергонадзор» в прямое подчинение правительству. Такие системные ошибки, вызванные непрофессионализмом, конечно, недопустимы.
29 декабря прошлого года было принято постановление правительства РФ № 1178 «Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», а также постановление правительства РФ № 1179 «Об определении и применении гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность)», которые ужесточат требования к поставщикам электроэнергии, в том числе в части соблюдения ими принципов энергоэффективности.
– Что еще необходимо сделать в сфере управления процессами энергосбережения и повышения энергетической эффективности?
– Одним из ключевых законопроектов в сфере энергоэффективности является внесенный на рассмотрение в Государственную думу, но еще не принятый федеральный закон «Об аккредитации». Данный законопроект предусматривает процесс определения национального органа по аккредитации и описывает требования, предъявляемые к этому органу. Федеральная служба аккредитации должна объединить в себе все надзорные функции, которые выполняют Минэкономразвития и другие надзорные службы, в том числе и в вопросах исполнения судебных решений.
В настоящее время закон о лицензировании вступает в некоторые противоречия с законом о СРО – правовое поле дало трещину. Я надеюсь, что закон об аккредитации разрешит эту проблему. В настоящее время Минэнерго не обладает настоящими полномочиями по контролю за деятельностью СРО. Страшно то, что в их поле ответственности – экспертиза энергопаспортов и контроль за деятельностью энергоаудиторов – то есть основополагающие факторы в сфере энергоэффективности. Пока растет как количество СРО, так и энергоаудиторов, но при этом катастрофически страдает качество.
Кроме того, Минэнерго в 2012 году планирует подготовить законопроект по внесению изменений и совершенствованию Закона об энергосбережении, где будут ужесточены требования к СРО, введена система аттестации и квалификационных требований к энергоаудиторам.
Кроме того, я считаю, что необходимо усиливать контроль за энергоэффективностью в сфере капитального строительства – застройщики уже на этапе проектирования должны согласовывать свои решения и действия с политикой повышения энергетической эффективности. А на сегодняшний момент есть требование, чтобы каждый проект имел раздел «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности», но, по признанию надзорных органов, он есть в не более 30% представленных проектов. И даже в тех, что его имеют, в основном все заканчивается узлами учета и энергоэффективными лампами накаливания или светильниками.
Также необходимо повысить эффективность системы контроля и надзора в сфере деятельности энергонадзора, для того, чтобы иметь возможность обеспечивать исполнение предписаний надзорных и судебных решений. Думаю, этому будет способствовать принятие Правительством Положения «О Федеральном энергетическом надзоре», проект которого опубликован в мае 2012 года.
– Как обстоят дела с инженерными сетями и в целом с повышением энергоэффективности в Санкт-Петербурге?
– Ни для кого не секрет, что до 90% инженерных сетей в центре Санкт-Петербурга функционируют 20 лет и более. При этом их модернизацию провести не так-то просто. Центральная часть города перенасыщена коммуникациями, из-за транспортного коллапса практически невозможно перекрывать движение на отдельных улицах для проведения работ по замене старых подземных коммуникаций. Свободных мощностей в историческом центре города катастрофически не хватает. Но опыт показывает, что за счет оптимизации схем подключения можно высвободить до 20% мощностей.
Еще одним из мероприятий по решению проблем инженерных сетей Санкт-Петербурга в целом и его центра в частности является перенос «под землю» электрических подстанций. В Северной столице уже есть объекты с такими подземными сооружениями – «Стокманн СПб Центр» на углу ул. Восстания и Невского пр., «Феникс-отель» на Гончарной.
Хочу также обратить внимание, что в Петербурге до сих пор нет единой антикоррозийной службы. Концепция ее создания, в т. ч. разработка новых подзаконных актов в этом направлении, – одна из основных задач Научно-технического совета при нашем Заксобрании V созыва на 2012 год. Важность этой задачи подтверждается затратами города на «латание дыр» тех же трубопроводов теплотрасс. Каждый такой прорыв в зимнее время обходится городу в сумму до 20 млн рублей. Коррозия же металла некоторых мостов нашего города, по данным независимых экспертов, составляет до 1 мм в год (при норме до 0,1 мм). А если говорить о том, что взаимное влияние подземных коммуникаций друг на друга при проектировании и строительстве теперь никто не учитывает, становится понятным, насколько стратегически важен этот вопрос для обеспечения энергетической безопасности Санкт-Петербурга.
рубрика:
Энергетика и инженерная инфраструктура
автор:
Ярослава Задорина