Языковой барьер
Знание иностранного языка сегодня становится все более востребованной компетенцией на рынке труда в сфере недвижимости и строительства. Опрос, проведенный «Строительным Еженедельником», показал, что наибольшее проникновение иностранного языка на рынке недвижимости Петербурга наблюдается в международных строительных компаниях и фирмах, занимающихся консалтингом и управлением недвижимостью.
По данным HeadHunter Санкт-Петербург, каждая десятая вакансия в сфере строительства и недвижимости содержит требование или пожелание к знанию иностранного (в большинстве случаев английского) языка. «Чаще всего подобные требования предъявляются к соискателям на позиции инженеров, проектировщиков, архитекторов, руководителей проектов и топ-менеджеров. Для последних это обязательное требование в 90% вакансий, поскольку должности такого уровня предполагают общение с иностранными партнерами, заказчиками, инвесторами и т. д. На инженерных позициях нередким является требование к свободному чтению технической документации на английском языке», – говорит Юлия Сахарова, директор HeadHunter Санкт-Петербург.
Владение иностранными языками имеет большое значение для сотрудников компаний, ориентированных не только на местный, но и на международный рынок, говорит Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. «Применение делового английского практикуется сотрудниками нашей компании регулярно в процессе привлечения иностранных инвестиций в проекты, в работе с международными компаниями-клиентами, не имеющими офисов в России, например при выведении на российский рынок новых международных брендов. Английский язык применяется при работе с клиентами отдела элитной жилой недвижимости, в числе которых велик процент иностранных граждан, поясняет госпожа Рева, добавляя, что в компании ASTERA около 80% сотрудников владеет иностранными языками, остальные 20% относятся к административному персоналу, ассистентам подразделений, от которых в силу выполняемых задач владение языком не требуется».
Андрей Розов, руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, говорит, что 80-90% сотрудников компании владеют иностранными языками. В компании Mirland 80% сотрудников свободно владеют английским языком, а ряд сотрудников знают два или более языка, отмечает Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation. В компании Knight Frank St Petersburg английским языком владеет 70% персонала. «Если брать общее количество работающих в холдинге, то около 40% специалистов (это преимущественно менеджеры различного уровня) владеют иностранным языком – английским. Процент использующих его в работе гораздо меньше – не более 10%», – уточняет Татьяна Московцева, руководитель отдела персонала холдинга «АйБи ГРУПП». Роман Евстратов, директор департамента торговой недвижимости, партнер S.A. Ricci-Санкт-Петербург, говорит, что иностранными языками владеет около 80% сотрудников компании.
«Для сотрудников международных компаний, в которых основной документооборот идет на английском языке, знание языка относится к базовым компетенциям должности. В «ЮИТ» широко используется практика обмена информацией. Например, большая часть внутреннего портала Intranet доступна на английском языке», – объясняет Алексей Устинов, директор по персоналу и корпоративным вопросам компании «ЮИТ Санкт-Петербург».
«Если говорить о маркетинге и рекламе строительных объектов, то здесь без знания английского языка обойтись довольно трудно. Все основополагающие книги и разработки в этих сферах написаны именно на английском языке», – добавляет Виктория Мончинская, рекламист ЗАО «БФА-Девелопмент».
Ольга Мазеева, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию компании ИРБИС, считает, что в первую очередь знание иностранного языка необходимо специалистам, которые занимаются управлением и координацией строительного проекта. «В нашем случае это менеджеры проекта. Очень хорошо, чтобы английским владели проектировщики, специалисты по управлению стоимостью. И конечно, топ-менеджеры должны уметь вести переговоры с иностранными партнерами», – утверждает Ольга Мазеева.
«Сегодня активно приходят на рынок недвижимости восточные страны: Китай, Корея и пр., поэтому знание одного из этих языков также актуально для специалистов рынка», – считает Наталья Комиссарова, директор департамента жилой недвижимости АН Home estate.
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой», уверен, что случаи, когда специалистам строительных компаний требуется знание иностранных языков, единичны. «Знание иностранного языка может понадобиться при участии в крупных выставках общероссийского или международного масштаба, на международных форумах и пр.», – говорит господин Гражданкин. В целом для рынка знание иностранного языка – малозначимый фактор, солидарна с коллегой Вера Соснина, менеджер по персоналу АРИН.
Эксперты рынка труда отмечают, что знание английского языка в строительной индустрии дает прибавку к средней предлагаемой заработной плате на 22%. «Об этом свидетельствует анализ вакансий, размещенных на портале spb.hh.ru», – говорит госпожа Сахарова. Наталья Комиссарова убеждена, что в целом большинству сотрудников владение языка на высоком уровне необязательно. «Зарплата от этого не зависит, однако это может повлиять на объем сделок, что, в свою очередь, в конечном счете влияет на зарплату», – поясняет госпожа Комисарова. «Знание языка влияет на размер заработной платы, но не в такой степени, как на принципиальное решение о приеме сотрудника на работу», – резюмирует господин Розов.
Специалист, владеющий иностранным языком, по словам экспертов, все же имеет преимущества при устройстве на работу. «При прочих равных выбор, скорее всего, будет сделан в пользу специалиста, знающего язык. Другое дело, что рынок труда в нашей сфере нельзя назвать перенасыщенным. Поэтому мы готовы вкладывать средства в обучение наших сотрудников», – говорит Ольга Мазеева. Даже в случае если должность не предусматривает общение на английском, знание языка может стать преимуществом и почвой для дальнейшего продвижения внутри компании, полагает Людмила Рева.
По данным HeadHunter Санкт-Петербург, каждая десятая вакансия в сфере строительства и недвижимости содержит требование или пожелание к знанию иностранного (в большинстве случаев английского) языка. «Чаще всего подобные требования предъявляются к соискателям на позиции инженеров, проектировщиков, архитекторов, руководителей проектов и топ-менеджеров. Для последних это обязательное требование в 90% вакансий, поскольку должности такого уровня предполагают общение с иностранными партнерами, заказчиками, инвесторами и т. д. На инженерных позициях нередким является требование к свободному чтению технической документации на английском языке», – говорит Юлия Сахарова, директор HeadHunter Санкт-Петербург.
Владение иностранными языками имеет большое значение для сотрудников компаний, ориентированных не только на местный, но и на международный рынок, говорит Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate. «Применение делового английского практикуется сотрудниками нашей компании регулярно в процессе привлечения иностранных инвестиций в проекты, в работе с международными компаниями-клиентами, не имеющими офисов в России, например при выведении на российский рынок новых международных брендов. Английский язык применяется при работе с клиентами отдела элитной жилой недвижимости, в числе которых велик процент иностранных граждан, поясняет госпожа Рева, добавляя, что в компании ASTERA около 80% сотрудников владеет иностранными языками, остальные 20% относятся к административному персоналу, ассистентам подразделений, от которых в силу выполняемых задач владение языком не требуется».
Андрей Розов, руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, говорит, что 80-90% сотрудников компании владеют иностранными языками. В компании Mirland 80% сотрудников свободно владеют английским языком, а ряд сотрудников знают два или более языка, отмечает Елена Валуева, директор по маркетингу Mirland Development Corporation. В компании Knight Frank St Petersburg английским языком владеет 70% персонала. «Если брать общее количество работающих в холдинге, то около 40% специалистов (это преимущественно менеджеры различного уровня) владеют иностранным языком – английским. Процент использующих его в работе гораздо меньше – не более 10%», – уточняет Татьяна Московцева, руководитель отдела персонала холдинга «АйБи ГРУПП». Роман Евстратов, директор департамента торговой недвижимости, партнер S.A. Ricci-Санкт-Петербург, говорит, что иностранными языками владеет около 80% сотрудников компании.
«Для сотрудников международных компаний, в которых основной документооборот идет на английском языке, знание языка относится к базовым компетенциям должности. В «ЮИТ» широко используется практика обмена информацией. Например, большая часть внутреннего портала Intranet доступна на английском языке», – объясняет Алексей Устинов, директор по персоналу и корпоративным вопросам компании «ЮИТ Санкт-Петербург».
«Если говорить о маркетинге и рекламе строительных объектов, то здесь без знания английского языка обойтись довольно трудно. Все основополагающие книги и разработки в этих сферах написаны именно на английском языке», – добавляет Виктория Мончинская, рекламист ЗАО «БФА-Девелопмент».
Ольга Мазеева, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию компании ИРБИС, считает, что в первую очередь знание иностранного языка необходимо специалистам, которые занимаются управлением и координацией строительного проекта. «В нашем случае это менеджеры проекта. Очень хорошо, чтобы английским владели проектировщики, специалисты по управлению стоимостью. И конечно, топ-менеджеры должны уметь вести переговоры с иностранными партнерами», – утверждает Ольга Мазеева.
«Сегодня активно приходят на рынок недвижимости восточные страны: Китай, Корея и пр., поэтому знание одного из этих языков также актуально для специалистов рынка», – считает Наталья Комиссарова, директор департамента жилой недвижимости АН Home estate.
Николай Гражданкин, начальник отдела продаж ИСК «Отделстрой», уверен, что случаи, когда специалистам строительных компаний требуется знание иностранных языков, единичны. «Знание иностранного языка может понадобиться при участии в крупных выставках общероссийского или международного масштаба, на международных форумах и пр.», – говорит господин Гражданкин. В целом для рынка знание иностранного языка – малозначимый фактор, солидарна с коллегой Вера Соснина, менеджер по персоналу АРИН.
Эксперты рынка труда отмечают, что знание английского языка в строительной индустрии дает прибавку к средней предлагаемой заработной плате на 22%. «Об этом свидетельствует анализ вакансий, размещенных на портале spb.hh.ru», – говорит госпожа Сахарова. Наталья Комиссарова убеждена, что в целом большинству сотрудников владение языка на высоком уровне необязательно. «Зарплата от этого не зависит, однако это может повлиять на объем сделок, что, в свою очередь, в конечном счете влияет на зарплату», – поясняет госпожа Комисарова. «Знание языка влияет на размер заработной платы, но не в такой степени, как на принципиальное решение о приеме сотрудника на работу», – резюмирует господин Розов.
Специалист, владеющий иностранным языком, по словам экспертов, все же имеет преимущества при устройстве на работу. «При прочих равных выбор, скорее всего, будет сделан в пользу специалиста, знающего язык. Другое дело, что рынок труда в нашей сфере нельзя назвать перенасыщенным. Поэтому мы готовы вкладывать средства в обучение наших сотрудников», – говорит Ольга Мазеева. Даже в случае если должность не предусматривает общение на английском, знание языка может стать преимуществом и почвой для дальнейшего продвижения внутри компании, полагает Людмила Рева.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Андрей Семериков