Как лазейки до «красной зоны» довели

Корни свертывания факторинга в строительстве – в кризисе 2008 года, в результате которого данная отрасль попала в «красную зону» риск-менеджмента. Схема считается непрозрачной, характеризующейся плохой платежной дисциплиной и большим количеством дефолтов.

Однако тот же кризис 2008 года способствовал внесению изменений в законодательство о факторинге. Все факторинговые операции в России регулируются главой 43 Гражданского кодекса. В 2009 году в ст. 825 главы 43 ГК РФ были внесены изменения, которые предоставили возможность выступать в качестве финансового агента, то есть заключать договоры факторинга, «любой коммерческой организации».
«В итоге факторы разделились на профессионалов, которых «видит» наша ассоциация и государство, и любителей юридических лазеек, в число которых с 2010 года активно вошли представители строительной отрасли», – рассказывает Дмитрий Шевченко, исполнительный директор Ассоциации факторинговых компаний. В строительной сфере расцвел так называемый псевдофакторинг. Этому есть примеры. ООО «Система» (заказчик) поручает ЗАО «Строительно-монтажная компания «Прайд» (подрядчик) строительно-монтажные работы стоимостью 50,4 млн рублей и перечисляет 4 млн рублей аванса. После чего «передумывает» и требует у подрядчика через суд возвраты аванса, но суд отказывает заказчику в иске. Поскольку договор подряда еще действует, заказчик заключает «договор факторинга», уступая право денежного требования (аванса) фактору – ООО «Титан». «Результатом становится арбитражное дело № А60-41619/2010, в котором выясняется, что для того чтобы заключить договор факторинга в строительной отрасли, нужно хотя бы прочесть две главы ГК РФ, а не просто иметь желание выбить аванс из подрядчика. Суд подробно разъяснил строителям, чем договор факторинга отличается от цессии», – объясняет господин Шевченко.
Другой пример. В марте 2012 года Высший арбитражный суд был вынужден поставить точку в деле № А59-146/2011, чтобы избавить департамент городского хозяйства г. Южно-Сахалинска от претензий фактора – ООО «Правовой континент». Компания «ПрогрессСтрой» по муниципальному контракту выполнила для города подрядные работы по текущему содержанию дорог. Город вовремя заказ не оплатил (сумма 1 106 734 рублей), подрядчик обратился в суд. В феврале 2010 года подрядчик суд выиграл. Но денег в бюджете города не было. Поэтому в июле 2010 года подрядчик заключил договор факторинга с «Правовым континентом», уступив тому право денежного требования к городу. В августе 2010 года деньги в бюджет пришли, и город оплатил исполнительный лист подрядчика. После чего фактор обратился в суд с иском к городу, требуя оплатить повторно одни и те же денежные требования.
«В данном примере помимо элементов притворной сделки отражается еще один аспект факторинга в России – муниципальное образование или государственное предприятие руководствуется не только Гражданским, но и Бюджетным кодексом, а последний не допускает перемены лиц в обязательстве по государственному контракту, в результате чего факторинг здесь невозможен», – комментирует эксперт.
Эксперты все же говорят, что настоящий факторинг сам по себе может быть одним из инструментов развития рынка недвижимости и строительства.
рубрика: Финансы и страхование
автор: Светлана Семенович
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.