Город поможет инвесторам-гигантам
Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в третьем чтении закон, согласно которому устанавливаются льготы для наиболее крупных инвесторов. Теперь компании, в течение 5 лет вложившие не менее 15 млрд рублей в Санкт-Петербург, будут платить вместо 18% ставки на прибыль 13,5. Эксперты отмечают, что норма направлена на узкий круг инвесторов.
Право на применение пониженной ставки налога на прибыль предоставляется организациям, которые начиная с января 2012 года в течение не более 5 календарных лет осуществили вложения в Санкт-Петербурге общей суммой не менее 15 млрд рублей. Директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрей Бойков отмечает, что вопрос налогообложения всегда является серьезной расходной статьей, которая оказывает влияние на инвестиционные показатели любого проекта. Но игроков, которые могут потратить более 15 млрд за 5 лет, относительно немного, а приток новых инвесторов, в том числе иностранных, тормозится политическими рисками, которые есть в стране в целом и в городе Санкт-Петербурге.
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов обращает внимание на нюансы данного закона. Так, значимым моментом является то, что компания не сможет в течение всего срока действия льготы отчуждать свое имущество (то есть на балансе инвестора на весь период льготы по налогу на прибыль должно числиться «инвестиций» на 15 млрд рублей). А если учитывать то, что все застройщики работают по схеме «построил-продал», то можно утверждать, что их это не коснется, если они не будут продавать единовременно. Вероятно, что речь идет о стимулировании будущего крупного собственника объекта. Например, это может быть Газпром с «Лахта-центром». Помимо этого, интересная норма связана с тем, что данная налоговая льгота может быть предоставлена материнской компании с долей участия в уставном капитале дочернего общества, осуществляющей инвестиции, более 50%. Срок, в течение которого организация-инвестор сможет пользоваться налоговыми льготами, составит 7 налоговых периодов (7 календарных лет). «Большинству инвесторов данная льгота будет недоступна. Скорее всего, администрация решила привлечь в город компании-гиганты, которые будут строить объекты для своих нужд», – подчеркивает юрист.
При этом в Санкт-Петербурге есть большое количество более мелких инвесторов, которые были бы рады льготам в налогообложении. Вероятно, что не коснется это и стратегических инвесторов, которые чаще всего продают свои объекты. Так, в соответствии с Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 № 837 (ред. от 27.09.2011) «Об утверждении Перечня стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга, Перечня стратегических инвесторов Санкт-Петербурга и Перечня стратегических партнеров Санкт-Петербурга» статус «стратегический» имеют 28 проектов. Для получения статуса стратегического проект должен соответствовать нескольким требованиям. Так, он должен способствовать повышению инвестиционной привлекательности города, укреплению его имиджа, а также развитию городской инфраструктуры и территорий, перечисляет ведущий аналитик АН «Итака» Екатерина Бармашова.
«Из наиболее значимых транспортных проектов – ЗСД, аэропорт Пулково и Морской пассажирский терминал на Васильевском острове. С точки зрения промышленности наибольшее внимание уделяется развитию автомобильного кластера. Так, например, заводы Hyundai и Toyota являются двумя из основных трех стратегических инвесторов города по итогам прошлого года», – добавляет руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева. Генеральный директор девелоперской компании «Созвездие» Мария Матвеева подчеркивает, что для города стратегический проект – тот проект, реализация которого необходима и сильно влияет на успешное развитие города. В качестве примера можно привести комплексное освоение территории в зоне «Московская-Товарная»: реновация огромной депрессивной зоны в самом центре города, несомненно, стратегически важна для Петербурга. Так как Санкт-Петербург стремится соответствовать званию второй столицы, комплексная застройка с соответствующей инфраструктурой, безусловно, будет положительно влиять на развитие всего центра.
Но несмотря на то что формально никакие критерии отнесения проектов к стратегическим не изменились, представители бизнеса считают, что инвесторы становятся более осторожными, и в ближайшее время появления крупных инвесторов на рынке не будет.
Так, накануне Петербургского международного экономического форума стало известно, что подписание соглашения с автопроизводителем Fiat-Chrysler о строительстве автозавода в Петербурге отложено на неопределенный срок. По мнению юристов, вероятнее всего, в ситуации с Fiat-Chrysler город просто не захотел брать на себя затраты на инфраструктуру, к чему уже привыкли крупные инвесторы, в связи с чем и произошел конфликт интересов.
«Я больше верю в появление частных крупных проектов, нежели проектов, которые по формальным критериям можно признать стратегическими. В условиях ориентации города на развитие промышленности, инноваций и инфраструктуры, а также с учетом текущей неразберихи в строительном законодательстве, думаю, что интересантов, готовых вкладывать суммы от 500 млн USD именно в проекты недвижимости, будет не так много. Такие крупные инвестиции могут позволить себе единичные компании, например «Главстрой» или «ВТБ-Девелопмент», – подводит итог Вероника Лежнева. Поэтому и говорить о повышенном интересе инвесторов с учетом последних изменений по налогообложению не приходится.
Право на применение пониженной ставки налога на прибыль предоставляется организациям, которые начиная с января 2012 года в течение не более 5 календарных лет осуществили вложения в Санкт-Петербурге общей суммой не менее 15 млрд рублей. Директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрей Бойков отмечает, что вопрос налогообложения всегда является серьезной расходной статьей, которая оказывает влияние на инвестиционные показатели любого проекта. Но игроков, которые могут потратить более 15 млрд за 5 лет, относительно немного, а приток новых инвесторов, в том числе иностранных, тормозится политическими рисками, которые есть в стране в целом и в городе Санкт-Петербурге.
Руководитель практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и партнеры» Дмитрий Некрестьянов обращает внимание на нюансы данного закона. Так, значимым моментом является то, что компания не сможет в течение всего срока действия льготы отчуждать свое имущество (то есть на балансе инвестора на весь период льготы по налогу на прибыль должно числиться «инвестиций» на 15 млрд рублей). А если учитывать то, что все застройщики работают по схеме «построил-продал», то можно утверждать, что их это не коснется, если они не будут продавать единовременно. Вероятно, что речь идет о стимулировании будущего крупного собственника объекта. Например, это может быть Газпром с «Лахта-центром». Помимо этого, интересная норма связана с тем, что данная налоговая льгота может быть предоставлена материнской компании с долей участия в уставном капитале дочернего общества, осуществляющей инвестиции, более 50%. Срок, в течение которого организация-инвестор сможет пользоваться налоговыми льготами, составит 7 налоговых периодов (7 календарных лет). «Большинству инвесторов данная льгота будет недоступна. Скорее всего, администрация решила привлечь в город компании-гиганты, которые будут строить объекты для своих нужд», – подчеркивает юрист.
При этом в Санкт-Петербурге есть большое количество более мелких инвесторов, которые были бы рады льготам в налогообложении. Вероятно, что не коснется это и стратегических инвесторов, которые чаще всего продают свои объекты. Так, в соответствии с Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 21.06.2005 № 837 (ред. от 27.09.2011) «Об утверждении Перечня стратегических инвестиционных проектов Санкт-Петербурга, Перечня стратегических инвесторов Санкт-Петербурга и Перечня стратегических партнеров Санкт-Петербурга» статус «стратегический» имеют 28 проектов. Для получения статуса стратегического проект должен соответствовать нескольким требованиям. Так, он должен способствовать повышению инвестиционной привлекательности города, укреплению его имиджа, а также развитию городской инфраструктуры и территорий, перечисляет ведущий аналитик АН «Итака» Екатерина Бармашова.
«Из наиболее значимых транспортных проектов – ЗСД, аэропорт Пулково и Морской пассажирский терминал на Васильевском острове. С точки зрения промышленности наибольшее внимание уделяется развитию автомобильного кластера. Так, например, заводы Hyundai и Toyota являются двумя из основных трех стратегических инвесторов города по итогам прошлого года», – добавляет руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге Вероника Лежнева. Генеральный директор девелоперской компании «Созвездие» Мария Матвеева подчеркивает, что для города стратегический проект – тот проект, реализация которого необходима и сильно влияет на успешное развитие города. В качестве примера можно привести комплексное освоение территории в зоне «Московская-Товарная»: реновация огромной депрессивной зоны в самом центре города, несомненно, стратегически важна для Петербурга. Так как Санкт-Петербург стремится соответствовать званию второй столицы, комплексная застройка с соответствующей инфраструктурой, безусловно, будет положительно влиять на развитие всего центра.
Но несмотря на то что формально никакие критерии отнесения проектов к стратегическим не изменились, представители бизнеса считают, что инвесторы становятся более осторожными, и в ближайшее время появления крупных инвесторов на рынке не будет.
Так, накануне Петербургского международного экономического форума стало известно, что подписание соглашения с автопроизводителем Fiat-Chrysler о строительстве автозавода в Петербурге отложено на неопределенный срок. По мнению юристов, вероятнее всего, в ситуации с Fiat-Chrysler город просто не захотел брать на себя затраты на инфраструктуру, к чему уже привыкли крупные инвесторы, в связи с чем и произошел конфликт интересов.
«Я больше верю в появление частных крупных проектов, нежели проектов, которые по формальным критериям можно признать стратегическими. В условиях ориентации города на развитие промышленности, инноваций и инфраструктуры, а также с учетом текущей неразберихи в строительном законодательстве, думаю, что интересантов, готовых вкладывать суммы от 500 млн USD именно в проекты недвижимости, будет не так много. Такие крупные инвестиции могут позволить себе единичные компании, например «Главстрой» или «ВТБ-Девелопмент», – подводит итог Вероника Лежнева. Поэтому и говорить о повышенном интересе инвесторов с учетом последних изменений по налогообложению не приходится.
рубрика:
События
автор:
Анастасия Лепехина