СРО как один из факторов обеспечения безопасности в строительстве
6 июля исполнилось 3 года с момента получения статуса саморегулируемой организации НПП «Союзпетрострой-Проект» – первой в регионе в сфере проектирования. Об исполнении СРО своей основной функции – контроля безопасности строительства – в преддверии юбилея размышляет председатель совета партнерства Р.Р. Рыбаков.
Проектировщики и строители всегда должны иметь в виду главное – мы имеем дело с вопросами безопасности объектов капитального строительства. Определяющими факторами для обеспечения безопасности в процессе проектирования являются:
– правовое обеспечение процесса проектирования и строительства;
– эффективность национальной системы технического регулирования;
– качество проектной продукции;
– экспертиза результатов изысканий и проектной документации;
– саморегулируемые организации в проектировании.
Несколько слов о первых двух факторах. За последние годы в строительном комплексе России произошли кардинальные изменения. На рынок пришли современные высококачественные технологии, зарубежное оборудование и материалы, которых нет в национальной нормативной базе. Законодательство времен уже несуществующего Советского Союза безнадежно устарело, особенно в части, регламентирующей безопасность и ответственность.
Федеральный закон «О техническом регулировании» фактически свел на нет базу строительных норм и правил СССР, которая разрабатывалась на протяжении многих десятилетий и признавалась одной из лучших в мире. Замена системы государственных и отраслевых стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не закончена.
Особое внимание государства к проблеме обеспечения безопасности объектов строительства обусловлено участившимися случаями обрушений и повреждений объектов и иными ситуациями, причиняющими ущерб здоровью и жизни граждан. Причиной аварий может явиться ошибка на любой стадии жизненного цикла объекта. Совершенствования требует механизм повышения безопасности в строительстве. Части этого механизма: актуализация нормативной документации, экспертиза, саморегулирование.
Переводя строительную отрасль на саморегулирование, государство планирует использовать СРО в качестве эффективного инструмента обеспечения безопасности строительства. Требования к входящим в СРО организациям по квалификации персонала, системам обеспечения качества работ, информационному и имущественному обеспечению, а также субсидиарная ответственность через компенсационный фонд как раз и должны обеспечить соответствующий уровень профессионализма. Однако специфика строительства состоит в том, что его участники не могут оторваться от государства, за которым остаются техническое регулирование и надзор.
Наша СРО успешно выполняет те функции, которыми наделило нас законодательство. Мы честно и в полном объеме соблюдаем требования Градостроительного кодекса в части условий выдачи свидетельств о допусках к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, проведения плановых и внеплановых проверок, повышения уровня профессиональных знаний и навыков, обмена опытом и аттестации специалистов организаций – членов СРО.
С другой стороны, все права, предоставленные законом, не удается реализовывать в настоящее время потому, что СРО не стали определяющим элементом системы саморегулирования, да и просто не имеют достаточных средств для выполнения соответствующих функций. Но раз мы объединились, мы стремимся сделать наше объединение проектировщиков настоящим партнерством, пытаясь доказать пользу создания СРО. Мы изучаем потребности наших компаний и взвешиваем свои возможности.
Можно еще долго говорить о проблемах в проектной деятельности (а их много), о путях становления института саморегулирования, о прогнозах развития, однако, несмотря на небольшой срок действия новой системы и сложности периода ее становления, уже сейчас заметно, что нововведения начали приносить плоды. Один из них – реальный удар по деятельности недобросовестных фирм, ведь из 300 тыс. компаний, имевших лицензии, свидетельства получили чуть больше 80 тыс. А по-настоящему сильным саморегулирование будет только когда, во-первых, сами участники рынка осознают потребность в эффективно работающей структуре, способствующей цивилизованному развитию, выявлению недобросовестных участников рынка, борьбе с демпингом и разумному решению спорных вопросов, а во-вторых, государство позволит СРО стать своим полноправным партнером в регулировании профессиональной деятельности. К сожалению, государство не всегда готово учитывать интересы профессионального сообщества и даже просто слушать и слышать мнение его представителей.
При функционировании СРО есть ряд общих проблем, требующих уточнения на законодательном уровне:
– непроработанность вопросов формирования и использования компенсационных фондов, страхования ответственности;
– отсутствие четких процедур рассмотрения жалоб третьих лиц, пострадавших от деятельности членов СРО;
– отсутствие механизмов координации действий СРО;
– отсутствие механизмов защиты интересов членов СРО в органах государственной власти, включая процессы согласования документации в органах контроля и надзора;
– отсутствие механизмов создания справедливой конкурентной среды и распределения заказов.
Отмечая в эти дни трехлетие работы СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», мы выражаем уверенность, что, несмотря на новые непредвиденные реформы, саморегулирование имеет право на жизнь и уже является эффективным элементом повышения безопасности объектов строительства.
Проектировщики и строители всегда должны иметь в виду главное – мы имеем дело с вопросами безопасности объектов капитального строительства. Определяющими факторами для обеспечения безопасности в процессе проектирования являются:
– правовое обеспечение процесса проектирования и строительства;
– эффективность национальной системы технического регулирования;
– качество проектной продукции;
– экспертиза результатов изысканий и проектной документации;
– саморегулируемые организации в проектировании.
Несколько слов о первых двух факторах. За последние годы в строительном комплексе России произошли кардинальные изменения. На рынок пришли современные высококачественные технологии, зарубежное оборудование и материалы, которых нет в национальной нормативной базе. Законодательство времен уже несуществующего Советского Союза безнадежно устарело, особенно в части, регламентирующей безопасность и ответственность.
Федеральный закон «О техническом регулировании» фактически свел на нет базу строительных норм и правил СССР, которая разрабатывалась на протяжении многих десятилетий и признавалась одной из лучших в мире. Замена системы государственных и отраслевых стандартов и норм на обязательные для всех отраслей технические регламенты до сих пор не закончена.
Особое внимание государства к проблеме обеспечения безопасности объектов строительства обусловлено участившимися случаями обрушений и повреждений объектов и иными ситуациями, причиняющими ущерб здоровью и жизни граждан. Причиной аварий может явиться ошибка на любой стадии жизненного цикла объекта. Совершенствования требует механизм повышения безопасности в строительстве. Части этого механизма: актуализация нормативной документации, экспертиза, саморегулирование.
Переводя строительную отрасль на саморегулирование, государство планирует использовать СРО в качестве эффективного инструмента обеспечения безопасности строительства. Требования к входящим в СРО организациям по квалификации персонала, системам обеспечения качества работ, информационному и имущественному обеспечению, а также субсидиарная ответственность через компенсационный фонд как раз и должны обеспечить соответствующий уровень профессионализма. Однако специфика строительства состоит в том, что его участники не могут оторваться от государства, за которым остаются техническое регулирование и надзор.
Наша СРО успешно выполняет те функции, которыми наделило нас законодательство. Мы честно и в полном объеме соблюдаем требования Градостроительного кодекса в части условий выдачи свидетельств о допусках к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства, проведения плановых и внеплановых проверок, повышения уровня профессиональных знаний и навыков, обмена опытом и аттестации специалистов организаций – членов СРО.
С другой стороны, все права, предоставленные законом, не удается реализовывать в настоящее время потому, что СРО не стали определяющим элементом системы саморегулирования, да и просто не имеют достаточных средств для выполнения соответствующих функций. Но раз мы объединились, мы стремимся сделать наше объединение проектировщиков настоящим партнерством, пытаясь доказать пользу создания СРО. Мы изучаем потребности наших компаний и взвешиваем свои возможности.
Можно еще долго говорить о проблемах в проектной деятельности (а их много), о путях становления института саморегулирования, о прогнозах развития, однако, несмотря на небольшой срок действия новой системы и сложности периода ее становления, уже сейчас заметно, что нововведения начали приносить плоды. Один из них – реальный удар по деятельности недобросовестных фирм, ведь из 300 тыс. компаний, имевших лицензии, свидетельства получили чуть больше 80 тыс. А по-настоящему сильным саморегулирование будет только когда, во-первых, сами участники рынка осознают потребность в эффективно работающей структуре, способствующей цивилизованному развитию, выявлению недобросовестных участников рынка, борьбе с демпингом и разумному решению спорных вопросов, а во-вторых, государство позволит СРО стать своим полноправным партнером в регулировании профессиональной деятельности. К сожалению, государство не всегда готово учитывать интересы профессионального сообщества и даже просто слушать и слышать мнение его представителей.
При функционировании СРО есть ряд общих проблем, требующих уточнения на законодательном уровне:
– непроработанность вопросов формирования и использования компенсационных фондов, страхования ответственности;
– отсутствие четких процедур рассмотрения жалоб третьих лиц, пострадавших от деятельности членов СРО;
– отсутствие механизмов координации действий СРО;
– отсутствие механизмов защиты интересов членов СРО в органах государственной власти, включая процессы согласования документации в органах контроля и надзора;
– отсутствие механизмов создания справедливой конкурентной среды и распределения заказов.
Отмечая в эти дни трехлетие работы СРО НПП «Союзпетрострой-Проект», мы выражаем уверенность, что, несмотря на новые непредвиденные реформы, саморегулирование имеет право на жизнь и уже является эффективным элементом повышения безопасности объектов строительства.
рубрика:
Точка зрения