Госстройнадзор расширяет полномочия
В 2014 году в Ленинградской области был принят ряд законов, касающихся градостроительства и архитектуры. Значительно повлияют на взаимодействие застройщиков и контролирующих органов два из них: «О перераспределении полномочий между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления» и дополнения в закон «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство», расширившие перечень случаев, не требующих получения разрешения на строительство.
В конце января в Зале инвестиционных проектов на площади Островского, 11, прошел семинар «Изменения законодательства о градостроительной деятельности». Организатором мероприятия выступил Союз строительных организаций Ленинградской области ЛенОблСоюзСтрой.
Новый порядок
Председатель Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Михаил Москвин напомнил собравшимся, что с 1 января 2015 года вступил в силу областной закон от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области». В соответствии с законом Комитет госстройнадзора осуществляет выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в случае осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градкодекса РФ, в том числе выдачу разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего областного закона. Комитет также принимает решения о внесении изменений в разрешения на строительство, в том числе выданные органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего областного закона. А также продлевает срок действия разрешений на строительство, в том числе выданных органами местного самоуправления до вступления в силу настоящего областного закона. Эти полномочия осуществляет структурное подразделение комитета – сектор контроля выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию административно-правового отдела.
Порядок предоставления государственных услуг по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию установлен соответствующими административными регламентами, утвержденными приказами Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области от 17.06.2011 № 14 и 15.
Общие требования по составу документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство, установлены ч. 7 ст. 51 Градкодекса РФ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию – ч. 3 ст. 55 Градкодекса РФ. Порядок рассмотрения документов утвержден регламентом Комитета госстройнадзора и размещен на сайте комитета: http://www.expert.lenobl.ru/law/oficial_public.
Кирилл Федосеев, заместитель начальника административно-правового отдела Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, начальник сектора контроля выдачи разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию, обратил внимание собравшихся, что причиной отказа в выдаче разрешения на строительство и разрешений на ввод является отсутствие в заявке подлинников документов. «Следует обратить внимание на то, что в случае предоставления заключения негосударственной экспертизы есть вероятность того, что при проверке стройнадзором проект будет отправлен на повторную экспертизу, поскольку выявлены случаи недобросовестной подготовки заключений негосударственных экспертиз. Так, в 2014 году 35 объектов были отправлены на повторную экспертизу. Обращайте внимание на наличие свидетельства об аккредитации данной организации Федеральной службой об аккредитации», – отметил Кирилл Федосеев.
Объекты без разрешения
Пункт 5 ч. 17 ст. 51 Градкодекса РФ предусматривает, что выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, если в соответствии с настоящим кодексом и законодательством субъектов РФ о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется. В Ленобласти такие случаи установлены областным законом от 18.05.2012 № 38-оз «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области».
На сегодняшний день областным законом от 25.12.2014 № 104-оз «О внесении изменений в статью 1 областного закона «Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Ленинградской области», вступившим в силу 29.12.2014, расширен перечень случаев, не требующих получения разрешения на строительство. Областной закон распространяется в том числе на отношения, возникшие до вступления его в силу.
«Указанный нормативный правовой акт направлен в первую очередь на снижение административных барьеров в строительстве и упрощение разрешительных процедур», – подчеркнул Михаил Москвин.
Как рассказал Кирилл Федосеев, вышеуказанный областной закон не распространяется на случаи, установленные ч. 17 ст. 51 Градкодекса РФ, и включает в себя две группы объектов:
– указанные ч. 1 ст. 1 объекты, для строительства которых не требуется получение разрешения на строительство, и факт создания которых будет подтверждаться техническим планом, деклараций об объекте недвижимости при отсутствии каких-либо иных документов;
– объекты, указанные в ч. 2 ст. 1, для которых разрешение на строительство не требуется только в случае наличия у застройщика положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. При этом фактом создания данных объектов может быть заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, выдаваемое Комитетом госстройнадзора Ленобласти (в случаях когда при их строительстве, реконструкции в соответствии со ст. 54 Градкодекса РФ предусмотрено осуществление государственного строительного надзора), либо технический план, декларациея в иных случаях.
При этом положения ч. 2 ст. 1 областного закона № 38-оз относятся в том числе к объектам, экспертиза проектной документации которых в силу ч. 2, 3 ст. 49 Градкодекса РФ не проводится.
В данном случае указанная норма областного закона принята в развитие ч. 3.3 ст. 49 Градкодекса РФ, в соответствии с которой застройщик или технический заказчик может направить по собственной инициативе проектную документацию объектов капитального строительства, указанных в ч. 2, 3 настоящей статьи, и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, на государственную или негосударственную экспертизу.
Таким образом, в случае если застройщиком планируется строительство объекта капитального строительства, указанного в ч. 2 ст. 1 областного закона № 38-оз, и при этом проектная документация данного объекта в силу положений ч. 2, 3 ст. 49 Градкодекса РФ не проводится, застройщик вправе по своему выбору получить разрешение на строительство на общих основаниях в соответствии со ст. 51 Градкодекса РФ (без проведения экспертизы проектной документации), либо воспользоваться областным законом № 38-оз, получив положительное заключение экспертизы проектной документации на основании ч. 3.3 ст. 49 Градкодекса РФ.
Никаких согласований, одобрений, разрешений и т. д. в случаях применения норм областного закона № 38-оз не требуется.
Также в ч. 1, 2 ст. 1 областного закона № 38 указано, что строительство должно осуществляться в соответствии с требованиями градплана земельного участка или проекта планировки территории и проектом межевания территории (применительно к линейным объектам). В случае если планируемый строительством объект капитального строительства подпадает под действие норм областного закона № 38-оз, необходим градплан земельного участка или проект планировки территории и проект межевания территории (применительно к линейным объектам), как и в случае строительства на общих основаниях, в соответствии с ч. 51 Градкодекса РФ.
Под контролем КАГ
Андрей Блинов, главный специалист отдела контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, отметил, что к полномочиям областного Комитета по архитектуре и градостроительству с января текущего года будет относится утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования. А именно вопросы утверждения схем территориального планирования районов, внесение в них изменений; утверждение генеральных планов, а также внесение в них изменений; утверждение планов землепользования и застройки и внесение в них изменений; и утверждение проектов планировки территорий, проектов межевания территорий и градостроительных планов.
«В целом процедура принятия решений, получения согласований, подготовки проектов осталась неизменной. То же самое касается и проведения публичных слушаний. В полномочиях правительства Ленинградской области и Комитета по архитектуре и градостроительству остается только вопрос утверждения, – подчеркнул Андрей Блинов. – Положения о порядке предоставления документов, их рассмотрения и утверждения, сроки, комплектность документов размещены на официальном сайте правительства Ленобласти на странице Комитета по архитектуре и градостроительству в разделе «Правовые акты» (http://arch.lenobl.ru/law/oficial_public).
Схемы территориального планирования, генеральные планы будут утверждаться постановлением правительства Ленинградской области, Правила землепользования и застройки, приказом областного Комитета по архитектуре и градостроительству, проекты планировки, межевания территории и градостроительные планы будут утверждаться распоряжением Комитета по архитектуре и градостроительству.
Срок рассмотрения комитетом градостроительных планов земельных участков составляет 10 дней и два дня на отправку документов. «Муниципалитет в течение 15 дней должен направить документы в комитет либо почтовым отправлением, либо нарочным, либо по электронной почте, – рассказал Андрей Блинов. – Типичной ошибкой при предоставлении документов является в основном несоответствие документов форме, утвержденной приказом Минрегиона от 10.05.2011 № 207 «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка». А именно не указывается объект, который предполагается к строительству; не указываются охранные зоны, не указываются красные линии, отсутствуют технические условия, копия которых как информация должна присутствовать в градостроительном плане».
Если заявка на подготовку градплана была подана в муниципалитет в конце декабря прошлого года, еще до вступления в силу № 45-оз, муниципальное образование обязано направить все материалы с копией заявления от застройщика в Комитет по архитектуре и градостроительству, даже несмотря на то что сроки ее рассмотрения еще не вышли.
Отдельный вопрос – бывшие земли сельхозназначения. «Комитет рекомендует по землям сельхозназначения, сменившим категорию в связи с включением в границы населенных пунктов, принятием генеральных планов и предполагающим многоэтажную застройку, готовить проект планировки и межевания территории, а не ограничиваться утверждением градостроительного плана, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов с выдачей разрешения на строительство по отдельным объектам и участкам», – пояснил Андрей Блинов.
Срок рассмотрения комитетом проектов планировки и проектов межевания составляет 30 дней. «Мы рекомендуем предварительно согласовать задание на проектирование проектов планировки и межевания с комитетом, – отметил Андрей Блинов. – Чтобы при рассмотрении документов не возникло противоречий в оценке данного проекта. А после подготовки проекта просим предоставлять его на рассмотрение Градсовета».
Особенности кадастрового учета
В 2014 году на кадастровый учет поставлено 110 многоквартирных домов общей площадью чуть менее 1 млн кв. м с численностью квартир более 14 тыс. Такие данные привел в ходе семинара Валерий Малинин, заместитель директора филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области. Он напомнил участникам семинара, что после получения разрешения на ввод объекта необходимо поставить здания и все находящиеся в нем помещения на кадастровый учет с целью последующей регистрации. «В обязательном порядке для постановки на учет необходимы технические планы как самого здания, так и всех находящихся в нем помещений, а именно квартир, нежилых помещений и имущества общего пользования. При подготовке техплана многоквартирного дома мы требуем представления основной проектной документации и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. При отсутствии этих документов будет принято решение о приостановлении постановки на кадастровый учет многоквартирного дома. Постановка на учет объектов незавершенного строительства недопустима».
Валерий Малинин сообщил, что в настоящий момент Росреестром направлены в Минстрой изменения, касающиеся формы разрешения на ввод в эксплуатацию объекта. Разрешение должно содержать все характеристики объекта, необходимые для постановки на кадастровый учет. В настоящее время разрешение на ввод не содержит всех этих характеристик. «Надеемся, что в ближайшее время приказом Минстроя новая форма разрешения будет утверждена. Обязательным приложением к нему будет технический план, который будет подготавливаться до момента ввода в эксплуатацию самого объекта».
В режиме одного окна
Михаил Москвин рассказал участникам семинара, что с 1 января 2015 года Комитет госстройнадзора Ленинградской области и ГАУ «Леноблгосэкспертиза» предлагают застройщикам новую услугу – подача заявления на получение разрешения на строительство вместе с заявлением на проведение экспертизы.
Новая услуга значительно упрощает процедуру получения разрешения на строительство и сокращает количество личных визитов заявителей.
После получения положительного заключения документация автоматически передается на рассмотрение в Комитет госстройнадзора, при этом датой начала рассмотрения заявления на получение разрешения на строительство считается дата выдачи положительного заключения экспертизы. Срок рассмотрения заявления – 10 дней.
По окончании срока заявитель приезжает в офис ГАУ «Леноблгосэкспертиза», где получает положительное заключение экспертизы вместе с разрешением на строительство.
Для тех, кто имеет на руках положительное заключение негосударственной экспертизы, порядок один и тот же.
Инструмент повышения качества
Завершила семинар презентация нового инструмента повышения качества строительства в регионе – Центра строительного контроля и экспертиз Ленинградской области. В целях повышения эффективности государственного строительного надзора правительство Ленинградской области инициировало создание непубличного акционерного общества «Центр строительного контроля и экспертиз Ленинградской области». Основная задача центра – сокращение сроков получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, упрощение процедур согласования.
Концепция организации и работы центра обсуждалась с застройщиками, которые полностью поддержали идею. В результате было принято решение о паритетном участии в создании центра власти и бизнеса. Учредителями новой компании стали со стороны правительства Ленинградской области ГАУ «Леноблгосэкспертиза», со стороны застройщиков – ЛенОблСоюзСтрой.
По словам Михаила Москвина, вне проверок центр будет оказывать услуги застройщикам наряду с коммерческими организациями и фактически будет работать на принципе самоокупаемости. Также сотрудники центра будут привлекаться для работы с жалобами граждан на нарушения при строительстве.
Возглавил новое ведомство экс-председатель областного Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Виталий Григоренко.
Анонс:
Съезд строителей Ленинградской области состоится 12 февраля
Строители и чиновники 47-го региона соберутся 12 февраля в 14.00 в Доме правительства Ленинградской области (Суворовский пр., 67, ауд. 501), чтобы в традиционном ежегодном формате съезда обсудить актуальные проблемы отрасли.
В ходе съезда ожидается выступление губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, вице-губернатора по строительству Георгия Богачева, председателя Комитета государственного строительного надзора и государственной строительной экспертизы Михаила Москвина. Также предполагаются блиц-выступления застройщиков и, как и в прошлом году, вопросы из зала.
В повестке дня обсуждение трех основных вопросов: текущая экономическая ситуация в отрасли, особенности процесса передачи градостроительных полномочий и «дорожная карта», разработанная в правительстве региона, по снижению административных барьеров в строительстве.
Съезд, как и в прошлые годы, организовывает ЛенОблСоюзСтрой.
Генеральный информационный партнер мероприятия – газета «Строительный Еженедельник. Ленинградская область».