Новые успехи – новые вопросы
Год назад, на предыдущем Съезде строителей Ленинградской области, участников бизнес-сообщества волновали в том числе перспективы введения нового налога – на социальную, а возможно, и инженерную инфраструктуру, стратегия дальнейшего развития дорожной сети в регионе, а также пересмотр норм потребления ресурсов. По оценкам и правительства Ленинградской области, и независимых аналитиков, 2014 год стал рекордно успешным для строительного комплекса Ленобласти. Однако каждый новый этап ставит и новые задачи перед застройщиками. Какие темы волнуют участников рынка сегодня, поинтересовался «Строительный Еженедельник».
Сергей Ярошенко, генеральный директор ООО «Управляющая компания «КВС»:
– Было бы странным в нынешних экономических условиях не обсудить ситуацию с проектным финансированием. Сейчас застройщики встали перед проблемой, где брать кредиты под «гуманные» проценты на строительство своих объектов. Банки больше не могут предоставлять кредиты по прежним ставкам, а брать по новым – это значит полностью нарушать экономику проекта. Также хотелось бы в рамках съезда обсудить проблемы прокладки инженерных сетей в Ленобласти, возможности стандартизации процесса получения ТО на подключение, перспективы дорожно-транспортной сети региона.
Алексей Булдин, директор по строительству компании «ЛенРусСтрой:
– Учитывая сложившуюся обстановку на рынке капитала и денег, вероятнее всего, ипотека как механизм финансирования жилищного строительства может «приказать долго жить». Для многих застройщиков она является серьезным источником оборотных средств. Без серьезной поддержки со стороны государства ипотека перестанет работать и потянет за собой один из реальных секторов экономики – жилищное строительство. Хочется верить, что ЛенОблСоюзСтрой как площадка диалога между бизнесом и государством может инициировать обращение на самые высокие уровни государственной власти. И суть этого обращения заключается в том, чтобы государство включилось в вопрос оживления ипотечного рынка, возможно, через механизм компенсации ставки.
Юусо Хиетанен, глава российского подразделения скандинавского строительного холдинга NCC:
– Думаю, первостепенный вопрос сегодня – как сочетать соблюдение сроков строительства и доступные цены. Уверен, рынок жилищного строительства в Ленинградской области ждет дальнейшее устойчивое развитие, если этот вопрос будет решен в ближайшее время. Предстоит огромная работа по изменению правил и упрощению процедур, но на Съезде строителей Ленобласти было бы логично обсудить, кроме всего прочего, вопрос, который существенно влияет на сроки реализации девелоперских проектов в регионе, а именно вопрос подключения к инженерным сетям, как действовать в этом направлении совместно власти и бизнесу. Думаю, решение этого вопроса имеет самое важное значение.
Надежда Солдаткина, генеральный директор ООО «H + H»:
– В первую очередь предлагаем обсудить возможности наращивания в регионе объемов строительства социального жилья. В новых экономических условиях эта мера станет еще одним фактором социальной поддержки областных врачей, учителей и других специалистов, многодетных семей, а также обеспечит новыми заказами и областные строительные компании, а значит, и сохранит в них рабочие места. У Ленинградской области уже накоплен большой и положительный опыт в возведении социального жилья. Это адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Ленинградской области», в реализации которой последние несколько лет участвует и наша компания. Благодаря этому проекту несколько тысяч жителей региона ежегодно переезжают в новые благоустроенные квартиры. Так что мы считаем, что этот важный социальный проект также необходимо продолжать и изыскивать возможности для его расширения.
Николай Крутов, член совета директоров компании Normann:
– Наверное, не буду оригинальным, но до сегодняшнего времени не решен вопрос с инженерной подготовкой и транспортной инфраструктурой земельных участков, на которых жилье возводится в районах, прилегающих к границе Санкт-Петербурга. И это большая проблема. И до сих пор ни муниципальные власти, ни правительство Ленобласти, ни строительное сообщество не могут объединиться и выработать единый план действий. С одной стороны, застройщики пытаются договариваться с монополистами каждый по своему земельному участку. С другой стороны, муниципальные и областные инвестиционные программы регулярно срываются на стадии проектирования, не успевая за потребностями рынка. Только совместные действия могут решить злободневные проблемы интенсивно застраивающихся районов. Это, в первую очередь, необходимость улучшения транспортной доступности Девяткино, реконструкции Колтушского шоссе – это наиболее узкие места, в прямом и переносном смысле, въезда из районов новостроек в Санкт-Петербург.
Ну и не обойдется, конечно, без вопросов, связанных с наступающим кризисом и тактикой и стратегией строительных компаний в этот непростой период.