Обращение отходов взяли под жесткий контроль
Поправками в 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», принятыми в конце декабря, введен жесткий государственный контроль в сфере обращения с отходами. Утвержден также приоритет переработки отходов над их размещением. В 47-м регионе реализовывать законодательные новшества предстоит ОАО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области». О том, что делается сегодня и запланировано на ближайшее время, рассказали Александр Суглобов и Роман Казаков, генеральный директор и заместитель генерального директора компании.
– Как повлияют на вашу деятельность недавние поправки в профильное законодательство?
Александр Суглобов:
– Мы полностью их поддерживаем. Мы убеждены, что строительство перерабатывающих предприятий необходимо, так как именно они помогают значительно снизить ущерб окружающей среде от размещения отходов на полигоне.
Например, большая часть строительных отходов, идущих на полигоны, подлежит переработке. В их состав входит много полезных фракций – бой кирпича и бетона, металл, асфальт, древесина. Все это может быть вовлечено в дальнейший оборот. Поэтому мы считаем, что в общей концепции обращения с отходами в Ленинградской области значительное место должно быть уделено именно построению системы по переработке отходов.
Помимо экологической составляющей есть еще и экономическая. Передавая свои отходы на переработку, а не на полигоны, компания освобождается от достаточно серьезного налогового платежа за негативное воздействие на окружающую среду – более 700 рублей за 1 тонну отходов.
– А как ваша компания интегрирована в систему исполнительных органов государственной власти?
Роман Казаков:
– Мы совместно с профильными комитетами принимаем активное участие в построении системы обращения с отходами в Ленинградской области и в формировании региональной программы их размещения, выступая в качестве экспертов.
Сегодня наша управляющая компания – основная компания, которая занимается обращением с отходами на территории Ленинградской области. Мы эксплуатируем четыре лицензированных полигона ТБО, на которых разрешено размещать отходы третьего-четвертого класса опасности. Мы осуществляем рекультивацию порядка 10 объектов, принимаем грунт пятого класса опасности.
Помимо этого мы участвуем в крупных конкурсах, проводимых предприятиями и строительными компаниями. Так, в числе наших клиентов корпорация «Трансстрой», реализующая проект строительства электродепо «Южное» в Санкт-Петербурге, ЛАЭС-2 в г. Сосновый Бор Ленинградской области, хоккейный клуб «СКА» и др. Мы открыты и готовы сотрудничать со всеми строительными компаниями и Санкт-Петербурга, и Ленобласти.
– В течение какого времени изменения в законодательстве вступят в силу?
Александр Суглобов:
– Речь идет об одном годе. За это время необходимо будет разработать и внедрить региональную программу обращения с отходами и размещения пунктов их переработки. С июля 2015 года станет обязательным получение лицензии на все виды деятельности, связанной с обращением с отходами. С января следующего года вводится понятие регионального оператора по обращению с отходами. Пока мы наиболее вероятный претендент на звание регионального оператора в Ленинградской области и как государственная компания подходим на эту роль идеально.
– Какие шаги вы предпринимаете уже сегодня?
Роман Казаков:
– Одной из наших основных задач было наладить взаимодействие с профильными комитетами Санкт-Петербурга для совместной разработки программы по обращению с отходами, что удалось сделать именно в 2014 году.
Мы ведем тесный диалог с вице-губернатором Санкт-Петербурга Игорем Албиным, который курирует профильный городской Комитет по благоустройству. Планируется совместная программа действий и ее реализация на территории города и области.
В этом году мы инициировали рассмотрение в правительстве Ленобласти возможностей для создания системы обращения с опасными отходами.
Мы пришли к выводу, что без совместных действий Санкт-Петербурга и Ленобласти система размещения и переработки отходов не может быть эффективной. И одним из важных элементов этой системы должен стать постоянный контроль за обращением отходов. Первые шаги в этом направлении были сделаны в январе 2015 года, когда был запущен первый в Петербурге программно-аппаратный комплекс, контролирующий обращение со строительными отходами и позволяющий предотвратить образование несанкционированных свалок.
– Из каких источников будет финансироваться деятельность по переработке отходов?
Александр Суглобов:
– В соответствии с принятыми в декабре прошлого года поправками в 89-ФЗ будет сформирован государственный фонд, который аккумулирует средства и направляет их на строительство перерабатывающих мощностей. Производитель товара должен предусмотреть его дальнейшую утилизацию либо на собственных перерабатывающих мощностях, либо на предприятиях, построенных за счет отчислений в федеральный фонд. Федеральные субсидии на эти цели планируется распределять под контролем региональных операторов по обращению с отходами. Эти предприятия будут реализовывать политику субъектов РФ в сфере обращения с отходами, а определять их будут региональные власти. Механизмы реализации требований закона должны быть утверждены к июлю нынешнего года.
– Достаточны ли существующие тарифы на прием отходов, чтобы они, с одной стороны, были экономически обоснованными, а с другой – привлекательными для образователей отходов?
Роман Казаков:
– Здесь хотелось бы затронуть проблему тарифа на строительные отходы. Зачастую руководство строительной компании, которая выполняет работы, связанные с образованием строительных отходов (например, грунта), не задумывается о том, где они размещаются. Решение этого вопроса отдается на уровень нижнего или среднего звена. Сотрудники компаний приобретают у недобросовестных владельцев полигонов (как правило, коммерческих структур) справки о законном размещении отходов. Такая ситуация стала возможной из-за того, что отходы пятого класса опасности (грунт, образованный в результате земляных работ, бой бетона и кирпича) не требуют наличия лицензии у предприятия, которое их размещает, чем пользуются недобросовестные игроки рынка обращения с отходами. Они берут в аренду земельные участки для различных целей (изысканий, рекультивации и т. д.) и размещают строительные отходы, превращая участки в несанкционированные свалки. Таким образом, мы имеем огромное (более сотни) количество несанкционированных свалок на территории Ленобласти и в то же время документарное подтверждение факта законности размещения этих отходов.
Мы недавно обсуждали эту проблему с Валерием Матвеевым, председателем Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга. К сожалению, даже на подконтрольных крупных федеральных объектах выявляется множество нарушений, из-за которых в конечном счете страдает репутация компании и возникают серьезные проблемы при сдаче объекта. Однако сегодня несанкционированное размещение отходов становится все более рискованным. Система контроля совершенствуется, есть крупные общественные организации (например, «Зеленый фронт»), которые делают фотофиксацию нарушений и обнародуют эти факты.
Поэтому надо обдуманно подходить к выбору компании-партнера. Мы как государственная компания априори гарантируем не только качественное размещение отходов, без ущерба для окружающей среды, но и отсутствие проблем для компании – образователя отходов при сдаче объекта.
– Каковы перспективы упорядочения регионального рынка обращения с отходами?
Роман Казаков:
– Недавно была зарегистрирована Ассоциация региональных операторов по обращению с отходами, учредителями которой от Ленобласти выступила наша управляющая компания, а от Санкт-Петербурга – завод по переработке отходов МПБО-2. Эти две компании являются прообразами региональных операторов на территории соответствующих субъектов РФ. В рамках ассоциации планируется объединить всех крупных операторов рынка обращения с отходами: лицензированные полигоны, компании-перевозчики, предприятия, осуществляющие переработку отходов.
Цель создания ассоциации – выстраивание общей политики для Санкт-Петербурга и Ленобласти в сфере обращения с отходами, а также возможность эффективной реализации системы управления этим рынком на территории двух субъектов.
Почеркну: это единственная в своем роде некоммерческая структура в сфере обращения с отходами, получившая одобрение правительств города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.