Петр Левин: «Подпорожье не забытый Богом край, здесь заботятся о людях»

Подпорожский – самый обширный из муниципальных районов Ленинградской области. И самый малонаселенный. При площади 7,705 тыс. кв. км плотность населения составляет менее пяти человек на 1 кв. км. Пока районная экономика не в состоянии обеспечить устойчивое развитие, и потому у территории повышенный уровень дотационности. Однако за последние годы здесь произошло немало перемен к лучшему, а впереди еще более интересные перспективы, убежден Петр Левин, глава администрации Подпорожского района.

 

– Что составляет основу экономики вашей территории?
– Это промышленность, и наша главная задача в сегодняшних условиях – сохранить действующие предприятия. Два наиболее крупных завода на нашей территории были построены еще в 1950-е годы. Это, прежде всего, завод мостовых железобетонных конструкций (МЖБК) – их было всего три таких в Советском Союзе и столько же, кстати, осталось в Рос­сийской Федерации. Завод загружен на 100%, его продукция – железобетонные балки (длиной до 33 м) и бетонные сваи-оболочки – эксклюзивна. Благодаря этому предприятию обеспечены рабочими местами более 300 местных жителей. И задача районной власти сегодня, – конечно, помогать руководителю, акционерам завода, чтобы предприятие находило заказы. Мы продвигаем их продукцию на рынке.
Еще одно наше крупнейшее предприя­тие ПМЗ – Подпорожский механический завод, выпускающий различные железные конструкции преимущественно для гидроэлектростанций. На ПМЗ также заняты более 300 человек.
Для Подпорожского района появление нового предприятия – пока достаточно редкое событие. Однако в 2014 году открылся новый карьер «Малиновые кварциты». Кроме него в районе действуют карьеры по добыче габбродиабаза и песка – ЗАО «Погранское объединение карьеров». Это предприятия с крепкой экономикой, исправно делающие налоговые отчисления в районный бюджет. В 2014 году открылось также новое предприятие по производству топливных гранул ООО «Свирьстройпром», выпускающее 18 тыс. тонн продукции в месяц. На предприятии работают 30 человек.
Традиционно весомый вклад в нашу экономику вносит лесопромышленный комплекс, в том числе субъекты малого и среднего бизнеса. Лесозаготовительные и деревоперерабатывающие предприятия составляют около 70% в обороте крупных и средних предприятий в разрезе отраслей промышленного производства. Напомню, в Подпорожском районе самая большая расчетная лесосека в Ленинградской области – 1267,6 тыс. куб. м годовой заготовки. У нас 13 арендованных участков Лес­фонда. Причем лесопромышленный комплекс представлен не только российскими, но и зарубежными предприятиями. Например, мощный завод со 100%-ным участием иностранного капитала – «Свирь Тимбер» (входит в финский концерн «Ботния») – в год перерабатывает 500 тыс. куб. м древесины, которую поставляют также местные лесозагото­вители.
К сожалению, сегодня у нас сложная ситуация в агропромышленном комплексе. В 1990-е годы была допущена, считаю, непоправимая ошибка: продан молочный завод, ранее действовавший в Подпорожье. Предприятие пришло в упадок, и сегодня там уже ничего не возобновить. А другие крупные сельскохозяйственные предприятия – «Подпорожское», «Винницкое» и «Красноборское» – были акционированы, но не смогли выдержать конкуренции из-за удаленности от основного рынка сбыта – петербургского: при себестоимости молока на тот момент в 21 рубль «ПетМол» закупал его, к примеру, по 14 рублей за литр. Сегодня все три наших ведущих сельхозпроизводителя прекратили свою деятельность. Кто-то в стадии банкротства, а у кого-то уже и эта стадия пройдена. Результат – сельское хозяйство района находится на уровне, которого у нас не было, наверное, за последние несколько столетий.

– А вы что-то делаете для улучшения ситуации?
– Мы разрабатываем программу по развитию агропромышленного комплекса. Предлагаем инвесторам земли не только для дойного стада, но и для мясного. Земель у нас достаточно: одной только пашни 4,7 тыс. га, а всего площадь сельскохозяйственных угодий превышает 10 тыс. га. И при этом, как ни парадоксально, мы лишены возможности предоставить большой пакет земель. Проблема в невостребованных долях сельхозземли, которые пока не удается вернуть в муниципальную собственность. Почему-то суды стали принимать отрицательные решения по нашим обращениям, мотивируя это тем, к примеру, что рассматриваемые земли входят в уставной капитал того или иного агропромышленного предприятия. Хотя и наши ЗАО давно разорены, и земли в их уставной капитал не входят.
Может быть, таким образом суды пытаются защитить производителей сельскохозяйственной продукции. Но то, что правильно для «живых» хозяйств, действующих под Петербургом, неправильно для Подпорожского района. Надо, наверное, к каждому району подходить с учетом его особенностей, разобравшись в ситуации. Допустим, в Волосовском, Гатчинском районах я бы согласился с такой политикой: там очень много действующих сельхозпредприятий, у которых пытаются отнять земли под жилую застройку. Но в Подпорожье-то на сельхозземлях никто 16-этажные дома строить не будет.

– Что еще кроме решения проблем АПК могло бы, на ваш взгляд, положительно повлиять на районную экономику?
– Знаете, я встречаюсь с множеством потенциальных инвесторов. Одни заявляют о намерениях строить сыроваренный завод, другие – наладить выпуск каких-то труб, третьи хотят запустить завод по производству лифтов. Пока эти планы так и остаются планами. Но я уверен в хороших перспективах нашего района. Подпорожье географически очень выгодно расположено: справа – Вологда, слева Карелия. У нас есть и водный, и железнодорожный, и автомобильный транспорт. И это позволяет развивать другие сферы, например туризм.
У нас уже сегодня построено около двух десятков сельских домов, и на новогодние праздники не было ни одного свободного. Есть знаменитые Мандроги с туристическим центром по обслуживанию круизных речных теплоходов в период навигации. Так что развитие туризма для нас, считаю, очень перспективное направление. Предприниматели действительно это поняли и начинают вкладывать в такие проекты деньги. Строят неплохие гостиницы, частные дома, оформляют в аренду часть берега и водную акваторию, чтобы строить туристические комплексы.

– Удалось ли уже, по вашему мнению, сломать стереотип депрессивности в отношении Подпорожского района?
– Пока в районе сохраняются негативные тенденции в сфере занятости, демографии, экологии, предоставления услуг. Не можем мы похвастать и уровнем жизни населения, показателями социально-экономического развития, как у других муниципальных районов Ленобласти, поскольку наша экономика сегодня не в состоянии самостоятельно обеспечить устойчивое развитие территории. Тем не менее областное законодательство, направленное на привлечение инвесторов в район, положительно повлияло на экономику действующих предприятий. Основная мера поддержка – это сокращенная ставка налога на прибыль, которая действует не только в Подпорожском, ног и в Лодейнопольском, Бокситогорском районах: не 18%, а 13,5%.
Серьезным препятствием для развития любого бизнеса на нашей территории остается стоимость электричества – 20 тыс. рублей за 1 кВт. Правда, существует региональная программа (за ее реализацию отвечает Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка), по которой предпринимателям в области лесопереработки из регионального бюджета компенсируется 50% стоимости электроэнергии. В 2014 году такие случаи уже были, в том числе и в Подпорожском районе.
Но у этой программы узкая целевая аудитория. А если идет серьезный, крупный бизнес? Сейчас мы проектируем ЦРБ, электричество для нее обойдется в 35 млн рублей. Нетрудно подсчитать, сколько стоит электроснабжение даже среднего предприятия.

– Любой бизнес заинтересован также в качественной логистике. В каком состоянии дороги и дорожная инфраструктура Подпорожского района?
– В последние годы расходы районного бюджета на ремонт местных дорог, дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам стабильно растут. Если в 2012 году на дорожные работы всего было израсходовано 36,2 млн рублей (в том числе 2,15 млн рублей – из районного бюджета), то в 2013 году этот показатель составил 88,2 и 12,64 млн рублей, а в прошлом году – 32,2 и 26,76 млн рублей соответственно. Отмечу, что в прошлом году в Подпорожском районе ООО «Евротракт» приступило к выполнению работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования регионального значения Подпорожье – Хевроньино – Бухова Гора – ст. Токари – Курпово общей протяженностью 36,05 км за счет средств областного бюджета (стоимость работ – 109,2 млн рублей, срок исполнения контракта – в 2015 году). Выполнены работы по ремонту региональной автодороги Подъезд к ст. Подпорожье протяженностью 4 км (стоимость работ – 46,6 млн рублей).
В 2015 году в местный бюджет планируется заложить 7,5 млн рублей на ремонт автодорог и еще 4 млн рублей – на улучшение состояния дворовых территорий и проездов к многоквартирным домам.

– В чем, по вашему мнению, изменилась к лучшему жизнь района за последние годы?
– Мы видим мощную поддержку со стороны областного правительства. Но еще пять лет назад, когда я возглавил администрацию Подпорожского района, вместе с моей командой мы стали думать, как заинтересовать инвестора. А для этого надо следующее: чтобы у нас были хорошие школы, досуговые учреждения, спортивные объекты, не было очередей в детские сады. И мы сегодня по областной программе строим новые школы. Одна введена в эксплуатацию в 2013 году, строительство еще одной – в пос. Вознесенье – началось в прош­лом году. В нынешнем году мы должны начать строить еще одну новую школу. Подпорожский район один из немногих, где сегодня вообще нет очереди в детский сад.
Мы занимаемся благоустройством города, чтобы те же инвесторы видели: Подпорожье не какая-то дыра, здесь действительно заботятся о людях. Мы асфальтируем улицы, устанавливаем памятники. В прошлом году в Подпорожье появился памятник, посвященный всем матерям войны, было отремонтировано братское захоронение. Работы продолжались три месяца. Теперь туда не стыдно будет прийти на 9 Мая – встретить 70-летие Победы.
Мы возводим спортивные объекты: сейчас строим ФОК в Важинах, еще один планируем в Подпорожье. Уже подготовлен проект стадиона, проектируем ЦРБ.
Наконец, мы занимаемся расселением ветхого и аварийного фонда. До 2017 года в нашем районе запланировано строительство 17 тыс. кв. м для жителей таких домов. В нынешнем году введем в эксплуатацию 1,95 тыс. кв. м в Важинском городском поселении и еще 3 тыс. кв. м в Подпорожье. Началось строительство дома для расселения аварийного фонда в пос. Вознесенье, в ближайшие месяцы строители выйдут на площадку в пос. Никольский. Убежден, наличие ветхого и аварийного фонда – одна из основных проблем для нашей территории: всего расселению подлежат 176 домов – это более 40 тыс. кв. м, и до 2017 года мы точно это сделать не успеем.

– А насколько активно вообще развивается жилищное строительство в районе?
– По моей оценке, темпы взяты неплохие. В 2012 году в эксплуатацию введено 14,5 тыс. кв. м, в 2013 году – 3,3 тыс. кв. м, в прошлом году, по предварительным подсчетам, – 6,8 тыс. кв. м. Многоквартирные дома строятся преимущественно за счет бюджетных инвестиций, а также с участием субсидий в рамках государственных программ по обеспечению жильем молодых семей и молодежи.
С учетом невысокой плотности населения и преимущественно сельского типа застройки в Подпорожском районе радует активное индивидуальное жилищное строи­тельство. В 2012 году введено в эксплуатацию 75 частных домов, в 2013 году – 36, а оценочный показатель ввода ИЖС за 2014 год – не менее 50 домов.

– Какие инвестиционные проекты реализуются или запланированы?
– Кроме уже упоминавшихся строительных проектов продолжается газификация населенных пунктов и микрорайонов частного жилого фонда – в Подпорожье, поселках Важины и Никольский. В Подпорожье строится также котельная на природном газе. В ближайшие годы в планах строительство полигона для ТБО – этот объект району особенно необходим.

– Вы рассчитываете, что когда-нибудь Подпорожскому району удастся войти в инвестиционный проект федерального масштаба?
– Наши земли так удачно расположены, что мы обязательно войдем в крупный проект! Мы как тот бронепоезд: пока стоим на запасном пути, но накапливаем силы. Вот сейчас проектируем мост через реку Свирь, которая разделяет район на две части. Проект уже выполнен, сейчас он находится на экспертизе. Как только будет мост, вся экономика оживет. Если проект выйдет из экспертизы в феврале-марте, как было запланировано, то на второе полугодие будет возможно финансирование строительства моста. У нас 7 тыс. человек населения живет по правому берегу реки Свирь, и пока отсутствие моста провоцирует множество проблем.

Кстати:

Инвестиционные проекты, запланированные к реализации в Подпорожском районе в 2015 году:
– строительство нового здания школы № 4 на 500 мест в г. Подпорожье;
– окончание строительства здания школы № 7 на 350 мест в пос. Вознесенье;
– строительство детского сада в с. Винницы;
– строительство спортивного зала с прилегающей спортивной площадкой в г. Подпорожье;
– строительство двух многоквартирных жилых домов по ул. Горького в Подпорожье;
– окончание строительства физкультурно-оздоровительного комплекса в пос. Важины;
– строительство многоквартирных жилых домов в пос. Важины и Вознесенье ;
– строительство котельной на природном газе в г. Подпорожье;
– ввод в эксплуатацию новой паромной переправы в пос. Вознесенье.
Источник: администрация Подпорожского района

Визитка:

Подпорожский район – муниципальное образование второго уровня на северо-востоке Ленинградской области. Образован в сентябре 1927 года, в 1963-1965 годах входил в состав Лодейнопольского сельского района. Территория граничит на севере с Республикой Карелия, на юго-востоке – с Вологодской областью, на юге – с Тихвинским, а на юго-западе – с Лодей­нопольским районами Ленинградской области. С востока территория омывается водами Онежского озера.
В Подпорожском районе пять муниципалитетов первого уровня – это четыре городских поселения: Подпорожское, Вознесенское, Важинское и Никольское, а также Винницкое сельское поселение. Это наименее населенный муниципальный район в Ленинградской области: здесь живет 31 тыс. человек.
В структуре отраслей, развивающихся на территории, выделяются лесная промышленность и производство электроэнергии. В Подпорожском районе расположена Верхнесвирская ГЭС мощностью 160 тыс. кВт. В числе лесоперерабатывающих предприятий есть подразделения иностранных компаний: ООО «Мется Форест Подпорожье», ООО «Свирь Тимбер».
Всего в районе осуществляют хозяйственную деятельность 536 предприятий и организаций, том числе 264 малых предприятия, и около 580 индивидуальных предпринимателей.
В районе один из самых низких уровней безработицы среди территорий Ленобласти – по итогам 11 месяцев 2014 года он составил 0,87%. При этом на рынке труда ощущается недостаток квалифицированных кадров. Для восполнения этого дефицита рабочих востребованных специальностей (токарей, сварщиков, слесарей, водителей на сложную лесовозную технику) планируется обучать в Подпорожском политехническом техникуме.
Подпорожский район – дотационная территория: в 2014 году удельный вес налоговых и неналоговых доходов в общей сумме доходов бюджета составил 27,6%. На 2015 год бюджет утвержден с доходной частью 972,68 млн рублей и прогнозируемым дефицитом в сумме 111,76 млн рублей.

рубрика: Территория
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.