Музейная инициатива
В Петербурге может появиться новый Государственный академический музей искусств. Его решено построить на территории Литейного двора Российской академии художеств (комплекс зданий по адресу: 4-я линия В.О., 1-3). Инициатива создания нового музейно-выставочного комплекса принадлежит президенту Российской академии художеств Зурабу Церетели.
На днях в Смольном вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи провел совещание по вопросам строительства нового музея. В совещании приняли участие Зураб Церетели, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Семен Михайловский, представители органов исполнительной власти. Как передала пресс-служба Смольного, основу экспозиции составят около 100 тыс. шедевров, хранящихся в запасниках Научно-исследовательского музея академии, располагающегося в главном здании института имени И.Е. Репина.
Существующий музей не располагает площадью для размещения всех экспонатов; на сегодняшний день большая часть их хранится в запасниках, отмечалось на совещании. Между тем только экспозиция музейного собрания скульптуры будет состоять из 4000 произведений искусства – от античного периода до современных авторов. Основная часть экспозиции – произведения живописи от XVI века, а также XVII-XVIII, XIX и XX веков, вплоть до 1970-1980 годов.
Вниманию зрителей будут предложены работы Рафаэля, Луки Джордано, Ватто, Рокотова, Брюллова, Боровиковского, Крамского, Николая Ге, Перова, Репина, Кустодиева, Шагала и др.
Будет создан раздел архитектурной графики, проектов, макетов, в который также войдут макеты знаменитых архитектурных ансамблей: Смольный собор, Исаакиевский собор, здание Академии художеств.
Предполагается, что в музее будет создан большой отдел современного искусства, а также отведено пространство под временные выставки.
Зураб Церетели полагает, что новый музей будет способствовать сохранению национального наследия, а также осуществлять просветительские функции. Семен Михайловский предложил демонстрировать часть работ в открытых фондах.
Вице-губернатор Василий Кичеджи дал поручение инициировать процесс передачи комплекса зданий на Васильевском острове из собственности федеральной (Росимущества) в собственность города. «Василий Кичеджи поблагодарил Зураба Церетели за блестящую идею и выразил уверенность в том, что новый музей обеспечит дальнейший расцвет национальной художественной школы и будет способствовать развитию творческих склонностей жителей и гостей города», – говорится в сообщении пресс-службы Смольного.
На месте будущего музея сейчас находится несколько мастерских и свободный участок, здания Литейного двора находятся в аварийном состоянии. Недвижимость находится в федеральной собственности. Сейчас власти города намерены инициировать процесс передачи недвижимости в собственность города. На участке площадью до 1000 кв. м планируется построить 6-этажный музей общей площадью 8000 кв. м. В Смольном не могут пока оценить затраты на создание музея, как и затрудняются назвать источники финансирования – пока лишь упоминается о том, что господин Церетели обещал найти спонсоров для проекта.
Управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев говорит: «Как при новом строительстве, так и при реконструкции существующих зданий на Васильевском острове будут действовать жесткие требования КГИОП, что, безусловно, увеличит сумму инвестций. Ориентировочно для строительства музея потребуются вложения порядка 60 тыс. рублей на 1 кв. м, в случае реконструкции затраты возрастут в 1,5 раза». Таким образом, примерный объем инвестиций в проект может составить около 16 млн USD.
Стоит отметить, что за последние месяцы у городских властей родилось несколько идей по строительству музеев. Так, в начале этого года губернатор Георгий Полтавченко заявил, что в Петербурге может появиться Государственный музей современного искусства. Планировалось, что под его строительство будет выделена земля во Фрунзенском районе Петербурга. Как сообщили в пресс-службе района, какие-либо комментарии по проекту они готовы будут дать уже на этой неделе: «Пока взяли небольшую паузу».
Следует отметить, что музеи в последнее время активно пытаются создавать и за счет частного капитала. Сегодня в Петербурге работают два музея современного искусства: музей «Эрарта» на 29-й линии и «Новый музей» на 6-й линии Васильевского острова. «Новый музей» принадлежит заместителю генерального директора по инвестициям ОАО «МРСК Северо-Запада» Аслану Чехоеву, площадь музея составляет 500 кв. м, а инвестиции в проект оцениваются в 1 млн USD.
Музей «Эрарта» принадлежит Марине Варвариной, вдове убитого 12 лет назад владельца концерна «Орими» Дмитрия Варварина. Сегодня это крупнейший частный музей России, он включает около 2 тыс. работ 140 художников. По оценкам аналитиков, в создание «Эрарты» было направлено около 30 млн USD.
Александр Волошин, директор по развитию Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, полагает, что успешность культурно-просветительского проекта не всегда измеряется инвестициями. «Для запуска проекта частной галереи достаточно средств на аренду помещения. При этом для таких объектов подходят и помещения с невысокой арендной ставкой, они могут открываться в заброшенных бывших промышленных объектах, с минимальным ремонтом, без масштабной реконструкции, важны наличие коммуникаций и возможность организации систем безопасности.
Игорь Кокорев, менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, также согласен, что частные музеи могут окупаться за счет наличия магазинов, комиссии с продажи картин, кафе, проведения выставок и мероприятий, а также за счет продажи билетов. «В целом, однако, частные музеи не являются высокодоходными предприятиями. Частные театры, как правило, небольшие, что позволяет минимизировать издержки, но это также уменьшает и доходную часть. Окупаются в театральной сфере спектакли антрепризы, не привязанные к конкретной площадке и труппе и способные за счет этого минимизировать издержки», – говорит господин Кокорев.
На днях в Смольном вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи провел совещание по вопросам строительства нового музея. В совещании приняли участие Зураб Церетели, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Семен Михайловский, представители органов исполнительной власти. Как передала пресс-служба Смольного, основу экспозиции составят около 100 тыс. шедевров, хранящихся в запасниках Научно-исследовательского музея академии, располагающегося в главном здании института имени И.Е. Репина.
Существующий музей не располагает площадью для размещения всех экспонатов; на сегодняшний день большая часть их хранится в запасниках, отмечалось на совещании. Между тем только экспозиция музейного собрания скульптуры будет состоять из 4000 произведений искусства – от античного периода до современных авторов. Основная часть экспозиции – произведения живописи от XVI века, а также XVII-XVIII, XIX и XX веков, вплоть до 1970-1980 годов.
Вниманию зрителей будут предложены работы Рафаэля, Луки Джордано, Ватто, Рокотова, Брюллова, Боровиковского, Крамского, Николая Ге, Перова, Репина, Кустодиева, Шагала и др.
Будет создан раздел архитектурной графики, проектов, макетов, в который также войдут макеты знаменитых архитектурных ансамблей: Смольный собор, Исаакиевский собор, здание Академии художеств.
Предполагается, что в музее будет создан большой отдел современного искусства, а также отведено пространство под временные выставки.
Зураб Церетели полагает, что новый музей будет способствовать сохранению национального наследия, а также осуществлять просветительские функции. Семен Михайловский предложил демонстрировать часть работ в открытых фондах.
Вице-губернатор Василий Кичеджи дал поручение инициировать процесс передачи комплекса зданий на Васильевском острове из собственности федеральной (Росимущества) в собственность города. «Василий Кичеджи поблагодарил Зураба Церетели за блестящую идею и выразил уверенность в том, что новый музей обеспечит дальнейший расцвет национальной художественной школы и будет способствовать развитию творческих склонностей жителей и гостей города», – говорится в сообщении пресс-службы Смольного.
На месте будущего музея сейчас находится несколько мастерских и свободный участок, здания Литейного двора находятся в аварийном состоянии. Недвижимость находится в федеральной собственности. Сейчас власти города намерены инициировать процесс передачи недвижимости в собственность города. На участке площадью до 1000 кв. м планируется построить 6-этажный музей общей площадью 8000 кв. м. В Смольном не могут пока оценить затраты на создание музея, как и затрудняются назвать источники финансирования – пока лишь упоминается о том, что господин Церетели обещал найти спонсоров для проекта.
Управляющий партнер NAI Becar Projects Владимир Андреев говорит: «Как при новом строительстве, так и при реконструкции существующих зданий на Васильевском острове будут действовать жесткие требования КГИОП, что, безусловно, увеличит сумму инвестций. Ориентировочно для строительства музея потребуются вложения порядка 60 тыс. рублей на 1 кв. м, в случае реконструкции затраты возрастут в 1,5 раза». Таким образом, примерный объем инвестиций в проект может составить около 16 млн USD.
Стоит отметить, что за последние месяцы у городских властей родилось несколько идей по строительству музеев. Так, в начале этого года губернатор Георгий Полтавченко заявил, что в Петербурге может появиться Государственный музей современного искусства. Планировалось, что под его строительство будет выделена земля во Фрунзенском районе Петербурга. Как сообщили в пресс-службе района, какие-либо комментарии по проекту они готовы будут дать уже на этой неделе: «Пока взяли небольшую паузу».
Следует отметить, что музеи в последнее время активно пытаются создавать и за счет частного капитала. Сегодня в Петербурге работают два музея современного искусства: музей «Эрарта» на 29-й линии и «Новый музей» на 6-й линии Васильевского острова. «Новый музей» принадлежит заместителю генерального директора по инвестициям ОАО «МРСК Северо-Запада» Аслану Чехоеву, площадь музея составляет 500 кв. м, а инвестиции в проект оцениваются в 1 млн USD.
Музей «Эрарта» принадлежит Марине Варвариной, вдове убитого 12 лет назад владельца концерна «Орими» Дмитрия Варварина. Сегодня это крупнейший частный музей России, он включает около 2 тыс. работ 140 художников. По оценкам аналитиков, в создание «Эрарты» было направлено около 30 млн USD.
Александр Волошин, директор по развитию Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate, полагает, что успешность культурно-просветительского проекта не всегда измеряется инвестициями. «Для запуска проекта частной галереи достаточно средств на аренду помещения. При этом для таких объектов подходят и помещения с невысокой арендной ставкой, они могут открываться в заброшенных бывших промышленных объектах, с минимальным ремонтом, без масштабной реконструкции, важны наличие коммуникаций и возможность организации систем безопасности.
Игорь Кокорев, менеджер проектов отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg, также согласен, что частные музеи могут окупаться за счет наличия магазинов, комиссии с продажи картин, кафе, проведения выставок и мероприятий, а также за счет продажи билетов. «В целом, однако, частные музеи не являются высокодоходными предприятиями. Частные театры, как правило, небольшие, что позволяет минимизировать издержки, но это также уменьшает и доходную часть. Окупаются в театральной сфере спектакли антрепризы, не привязанные к конкретной площадке и труппе и способные за счет этого минимизировать издержки», – говорит господин Кокорев.
рубрика:
События
автор:
Роман Русаков