Менеджер по персоналу должен быть политиком
В посткризисных условиях развития бизнеса руководители HR-отделов столкнулись с необходимостью отстаивать объем расходов на персонал. Однако не все оказались к этому готовы.
Ведь для продуманного составления бюджета необходимы не только навыки мониторинга рынка и финансовая грамотность, но и понимание основ стратегического планирования, маркетинга и даже политические таланты – умение привлечь на свою сторону сотрудников других подразделений и подчиненных финансового директора.
«Инвестиции в персонал – одна из самых важных статей расходов для компаний и одновременно самая сложно контролируемая», – говорит директор Открытой школы бизнеса Сергей Федоров.
«ROI (коэффициент эффективности инвестиций – ред.) вложений в персонал подсчитать очень сложно или можно подсчитать как угодно, – подтверждает финансовый директор компании «Авантаж» Игорь Крикун. – И если нет возможности доказать полезность инвестиций, нужно хотя бы доказать, что компания так хотя бы ничего не потеряет или снизит количество рисков».
При этом методики разработки бюджета и подготовки к его защите известны. Начинать планирование расходов на персонал нужно с понимания HR-стратегии, это функциональная стратегия, соответствующая тактике и планам развития компании, объясняет бизнес-тренер Открытой школы бизнеса Наталья Болотова. Кроме того, госпожа Болотова советует посмотреть на деятельность HR-службы и с маркетинговой точки зрения, представив компанию как внутренний рынок: какой товар предлагает приобрести HR-департамент остальным подразделениям и за какую цену, какие потребности этот товар удовлетворяет и каким образом, есть ли дополнительные выгоды от осуществления этих затрат.
«При этом эйчарам нужно понимать внутреннюю среду, в которой они аргументируют, – говорит Наталья Болотова. – Нужно ощущать пульс изменения финансовой политики в компании, налаживать связи с подразделениями, для того чтобы постоянно понимать их потребности, и привлекать на свою сторону рядовых сотрудников, заставляя их учитывать в своих планах развития предложения HR-отдела». При этом масштабные и затратные идеи, такие как создание собственного учебного центра, необходимо «продавать по частям», постепенно подготавливая мнение окружающих людей и предлагая постепенные изменения.
Для развития умения отстаивать планы по развитию персонала эйчарам потребуется освоить множество навыков, в том числе и презентационных. Однако всем им необходимо учиться. От способности руководителей департаментов по персоналу отстаивать свою позицию зависит эффективность инвестиций в персонал и в конечном счете – эффективность бизнеса.
Ведь для продуманного составления бюджета необходимы не только навыки мониторинга рынка и финансовая грамотность, но и понимание основ стратегического планирования, маркетинга и даже политические таланты – умение привлечь на свою сторону сотрудников других подразделений и подчиненных финансового директора.
«Инвестиции в персонал – одна из самых важных статей расходов для компаний и одновременно самая сложно контролируемая», – говорит директор Открытой школы бизнеса Сергей Федоров.
«ROI (коэффициент эффективности инвестиций – ред.) вложений в персонал подсчитать очень сложно или можно подсчитать как угодно, – подтверждает финансовый директор компании «Авантаж» Игорь Крикун. – И если нет возможности доказать полезность инвестиций, нужно хотя бы доказать, что компания так хотя бы ничего не потеряет или снизит количество рисков».
При этом методики разработки бюджета и подготовки к его защите известны. Начинать планирование расходов на персонал нужно с понимания HR-стратегии, это функциональная стратегия, соответствующая тактике и планам развития компании, объясняет бизнес-тренер Открытой школы бизнеса Наталья Болотова. Кроме того, госпожа Болотова советует посмотреть на деятельность HR-службы и с маркетинговой точки зрения, представив компанию как внутренний рынок: какой товар предлагает приобрести HR-департамент остальным подразделениям и за какую цену, какие потребности этот товар удовлетворяет и каким образом, есть ли дополнительные выгоды от осуществления этих затрат.
«При этом эйчарам нужно понимать внутреннюю среду, в которой они аргументируют, – говорит Наталья Болотова. – Нужно ощущать пульс изменения финансовой политики в компании, налаживать связи с подразделениями, для того чтобы постоянно понимать их потребности, и привлекать на свою сторону рядовых сотрудников, заставляя их учитывать в своих планах развития предложения HR-отдела». При этом масштабные и затратные идеи, такие как создание собственного учебного центра, необходимо «продавать по частям», постепенно подготавливая мнение окружающих людей и предлагая постепенные изменения.
Для развития умения отстаивать планы по развитию персонала эйчарам потребуется освоить множество навыков, в том числе и презентационных. Однако всем им необходимо учиться. От способности руководителей департаментов по персоналу отстаивать свою позицию зависит эффективность инвестиций в персонал и в конечном счете – эффективность бизнеса.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова