В накаленной атмосфере
В психологической теории отношения в коллективе относят к «гигиеническим» факторам, не способным мотивировать человека. Однако в ситуации невозможности повышать зарплату эксперты советуют компаниям сосредоточиться на создании правильного внутрикорпоративного климата.
«Посткризисный рынок ставит работодателей между двух жерновов: с одной стороны, жесткая конкуренция за профессионалов, с другой – отсутствие возможности серьезно увеличивать фонды оплаты труда, привлекая сотрудников завышенными зарплатами, – говорит директор HeadHunter Санкт-Петербург Юлия Сахарова. – Поэтому основная борьба за квалифицированные кадры ведется на поле HR-брендинга, дружелюбной корпоративной культуры, индивидуальной идеологии компании и всевозможных «фишек», которые могут привлечь соискателей».
Это подтвердили и результаты опроса, проведенного компанией HeadHunter в марте этого года. Корпоративная культура вошла в топ-5 наиболее значимых факторов при выборе работы: ее отметили 55% респондентов. Следующим по популярности стал ответ «Общее впечатление о сотрудниках» (43%), которое у человека со стороны формируется именно на фоне общего климата внутри компании.
При этом, несмотря на нематериальность климата, он требует постоянных вложений и контроля. «Корпоративный дух не рождается и не развивается в нужном направлении сам – за ним нужно ухаживать, иначе он превратится в корпоративный душок», – уверен директор и соучредитель Института коучинга Александр Савкин.
«Это различные тренинги в офисе, тимбилдинги на природе, корпоративные праздники, – приводит пример заместитель руководителя отдела персонала GC Development Group Евгения Жиляева. – В крупной компании, такой как наша, коллектив очень сплачивают проекты, в которых участвуют сотрудники из разных подразделений, объединенные общей целью».
При этом, несмотря на весь объем работы, проводимый HR-отделами, тон атмосферы в организации все равно задает руководитель, утверждают эксперты.
«Топ-менеджмент должен понимать, что такое командное взаимодействие, и отслеживать возникновение конфликтов, а в случае если они скрытые – вскрывать их и разрешать». Тем более обучение умению управлять микроклиматом в организации, как правило, входит в блоки тренинговых программ по лидерству. И компетентный менеджер должен уметь регулировать отношения своих подчиненных.
Проблемы возникают, когда от управления конфликтами руководители дистанцируются. «Если менеджеры не умеют или не хотят регулировать отношения в организации, как правило, эта функция передается HR-отделам, – рассказывает генеральный директор тренингово-консалтинговой компании ExiClub Александра Капустина. – И они, в свою очередь, начинают проводить различные тренинги командообразования, которые не лечат глубокие конфликты».
В результате, если ситуация оказывается запущенной, эксперты советуют приглашать специалистов, проводить диагностику, обучать руководителей, а затем уже налаживать коммуникацию и отношения внутри коллектива.
«Причины существования непродуктивной рабочей атмосферы могут крыться в отсутствии четких целей у компании или нежелании руководства транслировать их подчиненным, в существовании двойных стандартов, не прописанных правилах, например оценки сотрудников, – добавляет Александр Савкин. – Также зачастую в мотивационных программах не учитываются индивидуальные потребности сотрудников, а руководители не умеют давать позитивную обратную связь – проще говоря, не хвалят сотрудников».
«Формирование продуктивного, правильного климата – задача постоянная, – соглашается директор по персоналу и корпоративным вопросам компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Алексей Устинов. – Его основой является взаимное исполнение обязательств и постоянная мотивирующая обратная связь. Как правило, это не требует больших инвестиций».
Тем более что выгода от таких небольших вложений может оказаться ощутимой. «При равных «гигиенических» условиях работы (зарплата, соцпакет, расположение офиса и т. п.) впечатление о компании и коллективе, сложившееся во время собеседований, может служить главным критерием принятия решения в пользу конкретного работодателя», – соглашается Юлия Сахарова.
«Посткризисный рынок ставит работодателей между двух жерновов: с одной стороны, жесткая конкуренция за профессионалов, с другой – отсутствие возможности серьезно увеличивать фонды оплаты труда, привлекая сотрудников завышенными зарплатами, – говорит директор HeadHunter Санкт-Петербург Юлия Сахарова. – Поэтому основная борьба за квалифицированные кадры ведется на поле HR-брендинга, дружелюбной корпоративной культуры, индивидуальной идеологии компании и всевозможных «фишек», которые могут привлечь соискателей».
Это подтвердили и результаты опроса, проведенного компанией HeadHunter в марте этого года. Корпоративная культура вошла в топ-5 наиболее значимых факторов при выборе работы: ее отметили 55% респондентов. Следующим по популярности стал ответ «Общее впечатление о сотрудниках» (43%), которое у человека со стороны формируется именно на фоне общего климата внутри компании.
При этом, несмотря на нематериальность климата, он требует постоянных вложений и контроля. «Корпоративный дух не рождается и не развивается в нужном направлении сам – за ним нужно ухаживать, иначе он превратится в корпоративный душок», – уверен директор и соучредитель Института коучинга Александр Савкин.
«Это различные тренинги в офисе, тимбилдинги на природе, корпоративные праздники, – приводит пример заместитель руководителя отдела персонала GC Development Group Евгения Жиляева. – В крупной компании, такой как наша, коллектив очень сплачивают проекты, в которых участвуют сотрудники из разных подразделений, объединенные общей целью».
При этом, несмотря на весь объем работы, проводимый HR-отделами, тон атмосферы в организации все равно задает руководитель, утверждают эксперты.
«Топ-менеджмент должен понимать, что такое командное взаимодействие, и отслеживать возникновение конфликтов, а в случае если они скрытые – вскрывать их и разрешать». Тем более обучение умению управлять микроклиматом в организации, как правило, входит в блоки тренинговых программ по лидерству. И компетентный менеджер должен уметь регулировать отношения своих подчиненных.
Проблемы возникают, когда от управления конфликтами руководители дистанцируются. «Если менеджеры не умеют или не хотят регулировать отношения в организации, как правило, эта функция передается HR-отделам, – рассказывает генеральный директор тренингово-консалтинговой компании ExiClub Александра Капустина. – И они, в свою очередь, начинают проводить различные тренинги командообразования, которые не лечат глубокие конфликты».
В результате, если ситуация оказывается запущенной, эксперты советуют приглашать специалистов, проводить диагностику, обучать руководителей, а затем уже налаживать коммуникацию и отношения внутри коллектива.
«Причины существования непродуктивной рабочей атмосферы могут крыться в отсутствии четких целей у компании или нежелании руководства транслировать их подчиненным, в существовании двойных стандартов, не прописанных правилах, например оценки сотрудников, – добавляет Александр Савкин. – Также зачастую в мотивационных программах не учитываются индивидуальные потребности сотрудников, а руководители не умеют давать позитивную обратную связь – проще говоря, не хвалят сотрудников».
«Формирование продуктивного, правильного климата – задача постоянная, – соглашается директор по персоналу и корпоративным вопросам компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Алексей Устинов. – Его основой является взаимное исполнение обязательств и постоянная мотивирующая обратная связь. Как правило, это не требует больших инвестиций».
Тем более что выгода от таких небольших вложений может оказаться ощутимой. «При равных «гигиенических» условиях работы (зарплата, соцпакет, расположение офиса и т. п.) впечатление о компании и коллективе, сложившееся во время собеседований, может служить главным критерием принятия решения в пользу конкретного работодателя», – соглашается Юлия Сахарова.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова