Строители уперлись в качество

Проблема качества строительства уже не первый год остается одной из главных для петербургского, да и всего российского рынка. Эксперты полагают, что после кризиса застройщики стали внимательнее относиться к качеству предлагаемого продукта. Однако резервы для роста все еще велики.

Как говорят эксперты, понятие качества само по себе весьма размыто. Некоторые под качеством понимают лишь соответствие некому стандарту, а помимо СНиПов других обязательных стандартов у нас нет. Фактически же планку качества устанавливает для себя каждый девелопер. В жилищном строительстве, в каждом сегменте – от эконом до премиум – могут создаваться и качественные, и некачественные объекты.
Следует подчеркнуть, что для обеспечения высокого качества строительства особое значение имеют механизмы контроля, создаваемые самими застройщиками (помимо, естественно, деятельности соответствующих государственных органов). Директор по маркетингу компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Екатерина Гуртовая говорит: «Мы всегда изначально идем от проектного решения, закладывая использование оптимальных материалов и конкретных технических решений, и затем, исходя из этого, появляются требования к закупаемым материалам. Понимая, что какие-либо характеристики критичны для клиента, и зная перечень материалов, которые просто отсутствуют на российском рынке, мы сразу предусматриваем в проекте финские решения. Соответственно, не возникает и сложностей у проектировщиков с переходом от европейских стандартов к российским нормам. Ряд материалов, которые в России не производятся, мы вынуждены экспортировать из Финляндии для строительства объектов «ЮИТ» в Петербурге».
Вячеслав Ефремов, заместитель генерального директора «НДВ СПб», считает, что основные проблемы в качестве строительства возникают по причине низкой культуры труда и несоблюдения технологической дисциплины. «Долгое время изза дефицита предложения покупатели новостроек не предъявляли повышенных требований к качеству построенной квартиры, поэтому застройщики не в достаточной мере уделяли внимание этому вопросу. Однако по мере развития рынка и повышения конкуренции ситуация стала меняться в лучшую сторону».
Стоит отметить, что основные претензии покупателей вызывают не конструктивные элементы домов – перекрытия, стены, фундамент, – а отделка в квартире, качество монтажа окон и дверей и т. д., добавляет господин Ефремов.
Елена Шишулина, начальник отдела маркетинга ООО «УК «СТАРТ Девелопмент», уверена, что основной проблемой качества строительства является желание сэкономить, причем как со стороны застройщика, так и со стороны покупателя. «Например, если петербуржцев спросить, какого застройщика они бы выбрали с точки зрения качества, многие упомянули бы «ЮИТ», но при этом по факту основная масса жилья приобретается у совсем других девелоперов, так как оно принципиально дешевле, пусть и в ущерб определенному уровню качества», – констатирует госпожа Шишулина.
«Отдельная история – недобросовестные поставщики, когда на стройплощадку поставляются не те материалы, на которые были заключены договоры, или, например, вместо новых труб привозятся уже использованные. Эту проблему можно решить только строгим и скрупулезным контролем качества и жестким наказанием за подобные нарушения. Поэтому служба строительного надзора – одна из наиболее многочисленных в «СТАРТ Девелопмент», – также отмечает госпожа Шишулина.
Виктор Осокин, член совета директоров О2 Development, приводит также примеры, когда к проверке качества привлекается департамент продаж застройщика, так как он максимально заинтересован, чтобы готовый объект соответствовал заявленным критериям (марка лифта, качество отделки мест общего пользования, качество установленных стеклопакетов, монтаж различного оборудования и т. д.). Особенно это касается объектов, которые сдаются с отделкой.
Специалисты проектно-изыскательской организации ФГУП «ЦПО» при Спецстрое России» уверены, что российский строительный рынок по своей структуре не отличается от западного – есть крупные игроки и большое количество мелких фирм, которые существуют в основном за счет ведущих игроков рынка. «Между тем западные компании ориентируются на другие нормы прибыли – им выгодно, к примеру, иметь 10% с проекта, поскольку они уверены в стабильности работы предприятия и могут рассчитывать свои доходы на долгосрочную перспективу. Российские компании стремятся к получению максимальной прибыли с проекта, что неизменно сказывается на качестве», – говорит собеседник «Строительного Еженедельника» из ЦПО.
рубрика: Нормы и регламент
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.