Креативу ищут место
Петербургский Комитет по инвестициям и стратегическим проектам начал подбор участков для создания первого городского креативного квартала. Частному собственнику интересных правительству участков будет предложен переезд или выгодные условия аренды.
О начале работы по поиску территорий, пригодных для размещения нового арт-кластера, на прошлой неделе сообщила заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Ирина Бабюк в рамках совещания специализированной рабочей группы. По ее словам, в качестве перспективных площадок для создания креативного квартала в Санкт-Петербурге рассматриваются объекты в центральной части города, находящиеся как в городской, так и в частной собственности. При этом, как пояснила Ирина Бабюк, при работе с частными площадками и территориями в рамках финансово-экономической модели планируется производить расчет сценария использования площадки. Он будет предполагать либо создание условий для переезда предприятий на территорию созданных и формируемых промышленных зон Петербурга, либо предложение собственнику более эффективного использования объекта, увеличивающего доход от аренды и снижающего долю пустующих площадей. В качестве одного из вариантов размещения комитет рассматривает использование промышленных объектов, высвобождаемых в результате перебазирования предприятий на территорию созданных и формируемых промышленных зон Петербурга. При этом с объемами финансирования развития кластера комитет определится после «выявления потенциальных объектов для создания там креативного квартала на основе финансово-экономической модели». В данное время рабочая группа, созданная по поручению губернатора Георгия Полтавченко, ведет разработку перечня наиболее интересных для города площадок.
Объект притяжения
Интерес к реконцепции промышленных площадок под арт-кластеры поддерживает генеральный директор A PlusDevelopment Петр Гавырин. По его словам, сегодня в городе есть опыт по успешному выводу промышленных площадок, и для владельцев заводов эти проекты могут быть интересны. Таким образом, создается объект притяжения, который позволит реализовать оставшиеся свободные земли на территории собственника, получить выгодные предложения по аренде. Кроме того, и сами компании заинтересованы в переезде – это позволит модернизировать производственные мощности, развивать производственный процесс. «Пока это получается не у всех промышленников по причине большой финансовой нагрузки. Я считаю, что тут у промышленности и творческой индустрии интересы совпадают, и если городские власти окажут поддержку нашим организациям, то планы КИСП окажутся вполне реализуемы, – говорит господин Гавырин. – В качестве «пилота» я бы предложил забрать у инвестора Конюшенную площадь и передать под реализацию проекта творческого кластера».
Заметно в столицах
По словам директора столичного агентства «Творческие индустрии» Елены Зеленцовой, в России процесс освоения бывших промышленных пространств только набирает обороты и заметен преимущественно в столицах. В Москве такие популярные ныне культурные площадки, как Центр современного искусства «Винзавод», Центр дизайна «Арт Плей», Центр современной культуры «Гараж», – это пример освоения (и что также важно – сохранения) промышленного наследия предыдущих эпох. Помимо бывших заводов, ставших ныне культурными центрами, существуют и коммерческие девелоперские проекты, например деловой квартал «Даниловская мануфактура». В Европе таких примеров гораздо больше.
Отметим, что наравне с эстетически-культурной составляющей будущих креативных кварталов Комитет по инвестициям большую роль отводит также и потенциальной коммерциализации проектов, в том числе тиражированию и дистрибуции. По словам Ирины Бабюк, разрабатываемая концепция позволит сформировать дополнительный вектор развития экономики Петербурга, в основе которого будет лежать авторское право, малое предпринимательство, большой экспортный потенциал. Кроме того, концепция предусматривает мероприятия по повышению конкурентоспособности участников кластера, в том числе увеличению спроса на продукцию и услуги кластера.
По мнению директора по развитию выставочного центра «Ткачи» Ксении Юрковой, говоря о коммерческой составляющей, нужно разделить интересы участников экономического процесса. Если говорить о собственнике здания, то проекты превращения старых построек и промзон могут оказаться чрезвычайно прибыльными. «На примере нашего проекта «Ткачи» я могу сказать, что это экономически выгодно. Однако «Ткачи» существуют как бизнес-центр – это особые арендные ставки. И ставки в комплексе растут пропорционально масштабу события, которое проводилось у нас на пятом этаже», – отметила госпожа Юркова.
Непредсказуемое
В то же время сегодня трудно предсказать потенциальный финансовый оборот будущей арт-индустрии. По словам Ксении Юрковой, искусство сегодня продается плохо. Действительно весомые объекты искусства продаются в основном штучно в руки коллекционеров. Вывоз же его из страны связан с длительными оформительными процедурами. Насколько целесообразно делать отдельный квартал для сувенирной продукции, сказать сложно. Что действительно нужно сделать – это бесплатный вход на выставки для горожан, чтобы приближать его к современному искусству.
рубрика:
События
автор:
Михаил Немировский