Зарождение полицентризма

В Петербурге официально стартовало строительство 463-метровой доминанты «Лахта-центра». Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга выдала разрешение на строительство первой очереди многофункционального комплекса.

Разрешение, выданное 17 августа 2012 года, распространяется на первый этап строительства многофункционального комплекса по адресу: Лахтинский пр., 2, говорится в официальном сообщении Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Правда, пока разрешение не внесено в официальный реестр выданных разрешений. Также непонятны сроки, на которые выдано разрешение. В ОДЦ «Охта» подтвердили получение разрешения на строительство. Первый этап строительства общественно-делового района «Лахта-центр» включает высотное здание и прилегающую стилобатную часть. Сами работы на объекте планируется начать до конца этого года. Всего проект предполагает строительство 330 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. Концепция проекта предусматривает строительство офисного центра и научно-образовательного комплекса. Кроме того, на территории центра будут построены: современный спорткомплекс, медицинский центр, детский технопарк, высотная смотровая площадка, выставочные пространства и многофункциональный зал-трансформер, а также магазины, рестораны, кафе, предприятия бытовых услуг, банки, ледовые катки и т. д. Как говорят в ОДЦ «Охта», в МФК «Лахта-центр» на долю офисных помещений придется всего 43% площадей, а около трети площади зданий будет отведено под социально-культурные объекты.
Проект строительства «Лахта-центра» в Петербурге, как считают аналитики, укрепит тенденцию развития города по полицентричному принципу.
Принцип полицентризма как новый подход к развитию города сейчас активно обсуждается при формировании новой стратегии развития Санкт-Петербурга. На взгляд специалистов, это перспективное направление в решении как минимум одной из актуальных проблем – транспортной доступности и удобства перемещения горожан.
Директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрей Бойков отмечает странную закономерность: «В целом исторически сложилось так, что крупные города развиваются именно в направлении севера. Петербург является ярким примером такой модели развития».
Поэтому первым районом, который может претендовать на роль одного из центров развития города, является Приморский район с его крупными проектами в области общественно-деловых зданий. Прежде всего, конечно, речь идет о проекте строительства газпромовского «Лахта-центра». Но не только. Недавно в парке 300-летия Петербурга был запущен один из крупнейших торговых комплексов города «Питерлэнд», строится трасса ЗСД, проектируется зоопарк, реализуются проекты по комплексному освоению территорий в жилищной сфере.
Эксперты полагают, что крупные проекты потянут за собой и других инвесторов.
Андрей Розов, руководитель филиала Jones Lang LaSalle в Санкт-Петербурге, считает, что такие проекты, как ЗСД, «Лахта-центр», «Питерлэнд», являются проектами городского масштаба и оказывают влияние не только на ситуацию в конкретном районе, но и на экономическую, транспортную и социальную ситуацию в масштабах города в целом. «Учитывая, что проекты имеют разное функциональное назначение, очевидно, что и влияние их будет различным. Например, с экономической, инвестиционной и социальной точки зрения появление «Лахта-центра» и «Питерлэнда» будет благоприятно как для Санкт-Петербурга в целом, так и для северо-западной части города. Реализация этих объектов позволит не только увеличить приток налогов в бюджет города, но и количество рабочих мест. К тому же, если мы говорим о «Питерлэнде», то с реализацией этого объекта в Петербурге появится еще одно общественное пространство, где жители города смогут не только осуществлять покупки, но и отдыхать всей семьей», – говорит господин Розов.
Генеральный директор компании «ЮИТ Санкт-Петербург» Михаил Возиянов, впрочем, пока не уверен, что большие проекты приведут к качественно новому имиджу района. «Сейчас сложно прогнозировать, возникнут ли дополнительно какие-либо качественные изменения. Московский район тоже считается более значимым, чем Фрунзенский, но глобальных различий между ними нет, разве что несколько иначе воспринимается статус и имидж районов. Так и применительно к Приморскому району сегодня еще трудно утверждать, конвертируется ли его значимость во что-то большее или нет. Реализация больших инфраструктурных и девелоперских проектов создает предпосылки для серьезных изменений. Но их реализация будет зависеть от наличия (или отсутствия) у города осознанной и долгосрочной политики, направленной на развитие полицентричности Санкт-Петербурга как современного европейского мегаполиса», – считает господин Возиянов. Он полагает, что оценка перспектив влияния этих масштабных проектов, в частности на развитие Приморского района, упирается сегодня в ключевую для города проблему – это вопрос выработки эффективной стратегии и четко определенных приоритетов развития Санкт-Петербурга. Системные, действительно стратегически значимые трансформации градостроительного развития крупных городов сами по себе не происходят.
рубрика: События
автор: Роман Русаков
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.