«У нас всегда переизбыток студентов»

В петербургских вузах завершена вступительная кампания 2012 года. О тенденциях, проявившихся в этом году, корреспонденту «Строительного Еженедельника» Антонине Асановой рассказал Николай Ватин, декан инженерно-строительного факультета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

– Каков конкурс на строительные специальности в этом году?

– Конкурс на инженерно-строительный факультет заметно вырос. В этом году мы изначально ожидали снижения проходного балла, потому что ЕГЭ стал более сложным, и в среднем абитуриенты получили более низкие оценки, чем в прошлом году. Тем не менее снижения проходного балла не произошло. Внутри факультета конкурс проводится в рамках трех целевых групп: «строительство», «природоустройство» – это природоохранное строительство, и «электроэнергетика» – возобновляемые источники энергии и гидроэнергетика. На целевую группу «Строительство» конкурс по результатам трех экзаменов ЕГЭ составляет порядка 210 баллов, в других группах – примерно по 185 баллов. Вообще же баллы выше 220-230 имеет не очень большое число выпускников. Среди вузов Петербурга, готовящих специалистов в области строительства, у нас самый высокий средний вступительный балл.

– Какие еще изменения, тенденции появились во вступительной кампании этого года?

– В этом году стало меньше свидетельств о победе в олимпиадах. У меня такое впечатление, что где-то позакрывали каналы получения «левых» дипломов победителей олимпиад. Кроме того, возросла мобильность абитуриентов – в этом году еще больше выпускников школ приехали из других городов. Сохранилась тенденция прошлых лет: на инженерно-строительный факультет идут выпускники физматшкол.

– А фальсифицируются ли результаты ЕГЭ? Какой процент студентов отсеивается в процессе учебы?
– Проблема фальсификации ЕГЭ есть. И я очень много слышал об этом в других вузах, но не в нашем. Мне кажется, сложность учебы в политехническом университете достаточно известна, и с купленными ЕГЭ к нам просто не идут. При этом отсев у нас все равно большой – по одному из факультетов за первый курс он составил около 30%, включая контрактников. На инженерно-строительном факультете в среднем за все время обучения отчисляется либо уходит в академический отпуск около 25% поступавших на первый курс. Но для того чтобы понять отношение руководства вуза к отчислениям, нужно знать наши лозунги: «Студенты как трава: чаще косишь – гуще растет», «После «Политехнической» следующая станция – «Академическая» и «Отчисление – мать обучения». И тем не менее при жесточайших отчислениях на каждом курсе, кроме первого, у нас становится студентов больше, чем поступало. Таких каналов два: это переход контрактников на бюджет и перевод из других вузов. В результате у нас всегда переизбыток студентов.

– Эксперты говорят об ужесточении конкуренции между российскими и зарубежными университетами, а строительное образование традиционно считается сильным в соседней Финляндии. Вы готовы конкурировать с финскими вузами?
– Политех может конкурировать, но не должен. С финскими университетами мы сотрудничаем. Каждый студент факультета имеет возможность один год проучиться в вузе-партнере, и примерно 30% студентов пользуются этой возможностью. В результате студенты получают два диплома – финский и российский. Кроме того, выпускники бакалавриата из Финляндии, а также Канады, Прибалтики, Украины поступают в нашу контрактную магистратуру. В Хельсинки и Лаппеенранте нет магистерских программ для инженеров-строителей, на которые можно поступить сразу после окончания бакалавриата. К тому же в Финляндии огромное количество выпускников свободно владеют русским. Это либо дети российских эмигрантов, либо финны, которые сознательно учат русский язык, поскольку это дает значительное преимущество в карьерном росте. Несмотря на это, сейчас перед нами стоит задача разработать образовательные программы на английском языке. Как только мы это сделаем, мы полностью выйдем на рынок образовательных услуг Европы и мира. Этом летом на инженерно-строительном факультете мы в первый раз проводим так называемую летнюю бизнес-школу. Это мероприятие, типичное для западных университетов, длится три недели и дает три европейских зачетных единицы. Эти единицы студенты впоследствии могут зачитывать как элемент своего учебного плана. У нас есть платежеспособный спрос, 12 студентов из Германии записались на этот курс.

– Как отражается стратегическое решение о выходе на образовательный рынок Европы на обучении российских студентов?
– Мы продолжаем работать над все более плотным вхождением в международную образовательную систему. Недавно ректор университета Андрей Рудской принял решение, что на нашем факультете английский будет преподаваться непрерывно, на протяжении всех 6 лет обучения. В зависимости от специальности примерно 82-90% технической литературы в мире публикуется на английском языке. Если человек не умеет читать специальную техническую литературу и не может поддержать разговор на тему своей специальности на иностранном языке – это полуспециалист. Поэтому я ставлю преподавателям задачу дать студенту не только профессиональные знания по преподаваемой дисциплине, но и еще 10-30 основных терминов по ней на английском языке. В учебные задания мы включаем тесты на знание этих терминов, а каждая публичная защита работы включает в себя часть материалов, доклад по которым ведется на английском. Кроме того, дискуссия преподавателей со студентами ведется на двух языках. Пока для некоторых студентов мы даем возможность обойти эти правила, но постепенно ужесточаем наши требования.

– А преподаватели готовы к такому радикальному внедрению языка?

– Если человек не знает язык совсем, наверное, нам такой преподаватель не нужен. Он не сможет быть на острие научно-технической мысли. И сейчас у нас идет естественная селекция. Мы никого не увольняем, но люди сами чувствуют свой уровень, и кто-то уходит. Проблема появляется, когда преподаватели или студенты очень хорошо знают иностранный язык, но не английский, – из общего языкового пространства они выпадают.

– Руководители строительных компаний часто говорят о том, что специалистов не хватает. Можете ли вы увеличить их выпуск?
– В этом году мы уже увеличили прием по дневной бюджетной форме обучения до 171 человека. К ним добавляется около 60 человек контрактников и примерно 100 заочников. В дальнейшем в наши задачи входит умеренный рост приема на бакалавриат, сохранение и рост приема на единственную специальность «строительство уникальных зданий и сооружений», и существенный рост приема в магистратуру, появление новых магистерских программ. Уже сейчас с учетом контрактников и иностранцев в магистратуру мы берем более 100 человек, и в следующем году это число будет увеличено. Вообще, мы планируем быть ведущим вузом по подготовке кадров высшей квалификации и магистров в строительстве не только для Санкт-Петербурга или Северо-Запада, но и для всей России.

– Кроме того, строители высказывают претензии к качеству образования…
– Нарекания к качеству специалистов связаны с тем, что невозможно в рамках вуза подготовить специалиста под специфику любой организации. Если он будет хорошо знать архитектуру, то, с учетом ограниченности сроков обучения, провалится в конструкциях или инженерных системах. Мы даем фундаментальные знания, базовые умения и навыки, позволяющие студенту после окончания университета легко и быстро отслеживать и усваивать все новшества. А высококлассным специалистом вышедший из стен университета человек становится уже в реальных условиях, на рабочем месте.

– Сколько нужно времени, чтобы выпускник действительно стал специалистом в своем деле?
– Если студент работает во время обучения, а таких большинство, то он в течение месяца вживается в коллектив.

– А сколько выпускников работают по специальности?

– Проще сказать, кто не работает. Это выпускницы, находящиеся в декретном отпуске, и очень небольшой круг лиц, которые сменили место работы, в основном ушли на административные, руководящие должности. На нашем факультете уже с третьего курса студенты работают в режиме частичной занятости, а для тех, кто обучается в магистратуре, совмещение работы и учебы является учебным заданием. Поэтому, как правило, получение на руки диплома является лишь психологическим стимулом для студента еще раз оценить свое место работы, еще раз раскидать свое резюме по кадровым агентствам и интересующим предприятиям.
рубрика: Управление и рынок труда
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.