Имиджевая подсветка
На сегодняшний день художественная подсветка зданий перестает быть только лишь эстетическим элементом украшения архитектурного ансамбля. Оформление строений искусственным светом несет в себе уже и коммерческую подоплеку. Привлекая к себе внимание в темное время суток оригинально подсвеченным фасадом, жилые дома и производственные здания активно развивают новое направление рекламы в сфере недвижимости.
По мнению специалистов, сравнительно недавно архитектурное освещение рассматривалось только лишь в плане благоустройства исторической части города с целью привлечения внимания туристов. Теперь же многие девелоперы, взявшие на вооружение этот вид рекламы, активно используют оборудование подсветки зданий для придания узнаваемости своей коммерческой недвижимости. «Рядом с подсвеченным зданием фотографируются люди, вечерние виды здания размещают на календарях или в рекламе, подсвеченное здание может выступать визитной карточкой организации, в нем расположенной», – говорит Александр Торопов, заместитель генерального директора группы компаний ЭЛТА. По мнению Дмитрия Михайлова, директора по строительству компании «ПСБ-Жилстрой», поднять рыночную стоимость объекта путем использования художественной подсветки можно, но только в случае грамотных, многомиллионных вложений. «Арендаторы же за изыски или нестандартные ходы переплачивать не будут. Для них важнее месторасположение объекта и удобство внутренних планировок», – продолжает господин Михайлов.
«В целом наличие художественной подсветки существенно не влияет на стоимость объекта недвижимости, ее основная задача состоит в привлечении внимания клиентов», – считает Валентин Каверин, директор департамента эксплуатации объектов NAI Becar в Санкт-Петербурге.
Здания в районах современной типовой застройки зачастую не отличаются выразительностью. Фасадное освещение таких объектов позволяет подчеркнуть функциональные, художественные и стилевые особенности зданий, обеспечивает большую выразительность объемно-пространственной и цветовой композиции. Современные методы подсветки выходят на один уровень с такими важными инструментами архитектора, как композиция и форма объекта, пропорции здания. Как отметил Виталий Захаров, директор по продажам компании «Индизайн», с помощью современных систем освещения можно практически каждый день менять цвет объекта – достаточно просто менять светофильтры. В тех случаях, когда речь идет о вновь возводимых зданиях, специалисты рекомендуют задуматься над архитектурной подсветкой еще на стадии проектирования объекта. «Благодаря эффектам света можно завуалировать недостатки и подчеркнуть стилистические и художественные черты здания, а в темное время подчеркнуть архитектурную ценность и целостный образ объекта», – заметил господин Захаров.
Между тем существуют здания, которые в силу своих архитектурных особенностей являются подсвеченными и в темное время суток «светятся как днем». К примеру, здания с полностью стеклянными фасадами и большими панорамными окнами, сквозь которые проступает внутреннее освещение.
По словам Александра Торопова, энергетические затраты на художественную подсветку напрямую зависят от количества подсвечиваемых фасадов, числа размещенных на нем светильников, а также от установленных в светильниках источников света. «По нашему опыту, усредненное потребление электроэнергии подсветки фасада здания при использовании металлогалогеновых ламп не превышает 5-6 кВт. В том случае, если применять в светильниках светодиоды, эта цифра может сократиться в разы и сравниться с затратами на потребление энергии в бытовом электрочайнике», – комментирует господин Торопов.
Стоимость художественной подсветки зданий зависит от многих факторов. Прежде всего от требований, предъявляемых к ней заказчиком. Как правило, выполнение архитектурно-художественной подсветки (АХП) сопровождается разработкой дизайн-проекта, в котором обязательно присутствует визуализация освещаемого объекта, созданная на основании пожеланий заказчика. Именно на этапе подготовки дизайн-проекта происходит предварительный расчет и составление предварительной сметы по стоимости оборудования и монтажу. Более точный расчет подготавливается после разработки проектно-сметной документации, в которой отражаются светотехнические и электротехнические решения выполнения АХП.
Как отметил господин Торопов, такой подход позволяет обойти подводные камни, возникающие в процессе монтажа и использования оборудования. «Даже незначительные несоответствия проектной архитектуры здания фактическому результату могут привести к изменению количества светильников или способу их крепления на фасаде. Изменение на стадии строительства материала и цвета отделки фасада также может повлечь изменение внешнего вида готовой подсветки здания. На этом этапе своевременное внесение изменений в проектную документацию и замена применяемых материалов уберегут заказчика не только от временных, но и от финансовых потерь», – комментирует он. Среднестатистическая стоимость проекта АХП для заказчика может доходить до нескольких миллионов рублей. При этом на обслуживание установленного оборудования в месяц уходит порядка 50-300 тыс. рублей в зависимости от сложности исполнения.
рубрика:
Энергетика и инженерная инфраструктура
автор:
Ярослава Задорина