Автосалоны расширяются
До конца 2014 года общая площадь петербургских автосалонов увеличится на 12,5% – до 900 тыс. кв. м. За 2,5 года на строительство 100 тыс. кв. м новых площадей дилерские группы потратят более 8,3 млрд рублей.
До конца 2012 года петербургские автодилерские группы инвестируют более 2,3 млрд рублей в строительство новых и реконструкцию действующих салонов, подсчитало агентство «Auto-Dealer-СПб». В городе в этом году планируется ввести не менее 26 тыс. кв. м новых торговых площадей по продаже автомобилей, еще более 21 тыс. кв. м будут реконструированы или перестроены под новые бренды.
Докризисные проекты
Из наиболее крупных новых объектов, запланированных к вводу в этом году, участки рынка отмечают салон Mitsubishi холдинга «Алтант-М» на севере города в районе кольцевой, а также центр Volvo компании «Свид-Мобиль» на проспекте Маршала Жукова. Оба проекта были начаты еще до кризиса. Тогда дилеры стремились строить большие и дорогие дилерские центры, рассчитывая на долгосрочный и быстрый рост автомобильного рынка. Так, площадь дилерского центра «Алтант-М» составит 5,6 тыс. кв. м, у «Свид-Мобиля» – 7 тыс. кв. м. Каждое предприятие обойдется в 20 млн USD. Но таких объектов, начатых еще до кризиса и вводимых только сейчас, из-за чего их цена высока, в городе почти не осталось. Потрачено очень много, но из-за высокой готовности забросить стройку будет дороже, чем закончить и ввести объект в строй, признается генеральный директор холдинга «Алтант-М» Александр Пырко.
Другие компании в нынешних рыночных условиях предпочитают перестраивать или обновлять уже имеющиеся у них активы. Так, в одном из самых привлекательных для автомобильного бизнеса районов города, на улице Савушкина, группа «Рольф» освободила под Hyundai салон площадью 5,8 тыс. кв. м, в котором прежде продавались Mitsubishi и Mazda. При этом группа «Аларм-Моторс», некогда монобрендовый и крупнейший дилер Ford в Петербурге, освободила свой флагманский салон площадью 2,55 тыс. кв. м также на улице Савушкина под бренд Kia. При этом, по данным «Auto-Dealer-СПб», процесс оптимизации и перепрофилирования площадей большинство дилеров завершат к концу 2012 года, а в следующем году компании вновь начнут вводить новые объекты, строительство многих из них уже ведется.
В полтора раза больше
По данным аналитиков, в 2013 году в Петербурге только по уже заявленным проектам будет введено около 33 тыс. кв. м новых площадей по торговле авто на 3,7 млрд рублей, что в полтора раза больше текущего года. Наиболее масштабные проекты к следующему году должна завершить группа «Олимп». На Пулковском шоссе она введет салоны Mercedes-Benz и Porsche на общую сумму 1,65 млрд рублей. Два крупных и дорогостоящих предприятия по торговле автомобилями Volkswagen запустят группа Wagner и компания Андрея Аршавина «БалтАвтоТрейд». ГК Wagner в салон площадью 8 тыс. кв. м вложит 500 млн рублей, а «БалтАвтоТрейд» потратит 410 млн рублей на салон площадью 10 тыс. кв. м (цена рассчитана без учета стоимости земли).
2014 год может пройти под знаком открытия салонов под японские бренды, которые не имеют локального производства в России. Согласно планам дилеров, многие из них ожидают, что через 2-3 года эти марки поправят свое положение на российском рынке, в том числе за счет вступления России в ВТО. Поэтому проекты по строительству новых салонов под Mazda, Suzuki, Subaru, Honda, Mitsubishi, Toyota (в РФ выпускает только седаны Camry) запланированы на долгосрочную перспективу. Так, группа «Мега-Авто» планирует в 2014 году запустить в Петербурге новый салон Mazda площадью 3 тыс. кв. м и стоимостью 200 млн рублей. Холдинг «Феникс-Моторс» собирается потратить 250 млн рублей на строительство к 2014 году салона Suzuki площадью 5 тыс. кв. м. Сразу три салона под японские Subaru (2 тыс. кв. м), Honda (3,4 тыс. кв. м) и Nissan (4,1 тыс. кв. м) на общую сумму 520 млн рублей собирается построить холдинг РРТ. Всего на сегодняшний день уже на 2014 год объявлено о запуске автосалонов на сумму 2,3 млрд рублей с объемом новых площадей почти в 40 тыс. кв. м.
«Очевидно, что если российский автомобильный рынок продолжит расти и на него не окажет влияния очередная возможная волна кризиса, то у него будут все шансы стать крупнейшим в Европе. Тогда количество запланированных к запуску салонов на 2014-2015 годы в Петербурге непременно возрастет», – уверен генеральный директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. По его словам, у дилеров много неопределенных проектов, которые ждут роста рынка, несмотря на нынешнее замедление его динамики.
По информации комитета автопроизводителей Российской ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в январе-июле в России продано 1,67 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 14% больше аналогичного периода прошлого года. «Отрасль демонстрирует отличные результаты», – говорит глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Отстаем от страны
При этом петербургский рынок несколько запаздывает по динамике роста от общероссийского. По данным «Auto-Dealer-СПб», в городе за первые семь месяцев реализовано 115 тыс. новых легковых машин, что на 10% больше аналогичного периода прошлого года. Региональный директор группы «Рольф» в Петербурге Дмитрий Паршиков считает, что на рынке есть несколько тревожных сигналов. «Темпы контрактования падают. Если в сентябре-октябре клиент не вернется в салоны, дай бог, чтобы второе полугодие было не хуже первого», – говорит он. Ранее петербургские дилеры ожидали, что по итогам 2012 года рынку города удастся достигнуть докризисных объемов продаж. Но при нынешних темпах в 2012 году в Петербурге будет продано около 200 тыс. авто, что на 8% меньше докризисного 2008 года. Впрочем, это не критично, считают эксперты, и пока речи об отказе по расширению дилерских сетей крупными компаниями речи не идет.
В результате, если все заявленные проекты будут реализованы, то до конца 2014 года в городе будет введено не менее 100 тыс. кв. м новых площадей по торговле авто на общую сумму более 8,3 млрд рублей. Таким образом, общая площадь всех петербургских дилерских предприятий увеличится на 12,5% до 900 тыс. кв. м, подсчитали в «Auto-Dealer-СПб». При этом дилеры признают, что помнят уроки кризиса и стараются развиваться осторожно. Ведь салон по продаже авто – специфический вид коммерческой недвижимости, перепрофилировать его под что-то другое практически невозможно. В этом отношении показателен пример салона компании «Эликс Полюс» площадью 15 тыс. кв. м, который она открыла в 2007 году. Но в кризис дилер обанкротился, и салон за долги забрали кредиторы. Предприятие, несмотря на привлекательное месторасположение, до сих пор выставлено на продажу и не может найти покупатели из-за своего узкого функционала.
рубрика:
Автоцентры
автор:
Анатолий Меньшиков