Прямое зеркало
Дефицит кадров в дорожной отрасли становится все более ощутимым. Компании кивают на молодежь, не желающую идти на «грязную» работу, тогда как эксперты советуют посмотреть на себя.
«С середины 2011 года спрос на персонал в дорожном строительстве прибавляет в среднем 10% в квартал, при этом количество резюме соискателей остается примерно на одном уровне, – приводит статистику руководитель пресс-службы HeadHunter по СЗФО Ольга Шматко. – Постепенно такая динамика увеличивает разрыв между спросом и предложением, снижая количество резюме, приходящихся на одну вакансию». В среднем в зависимости от позиции поиск сотрудника длится от одной недели до месяца, сообщают в ОАО «Мостострой № 6».
«Портфель заказов компании растет, и, соответственно, мы увеличиваем штат, стараясь не работать по договорам аутсорсинга», – подтверждает тенденцию начальник управления работы с персоналом ОАО «Мостоотряд № 19» Александр Горный.
В результате на рынке возрастает дефицит как квалифицированных кадров со специальным образованием и опытом работы, так и дорожных рабочих. «Сложнее всего закрыть вакансии монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электрогазосварщиков, электромонтеров, квалифицированных водителей автотехники, машинистов кранов», – продолжает господин Горный. Что же касается инженерных кадров, прежде всего дефицит распространяется на узкопрофильных специалистов по направлениям: электрические сети, вентиляция, канализация, сообщают в «Мостострой № 6». Высок спрос и на опытных сметчиков и геодезистов.
В развитии такой ситуации виноваты сами компании, считают эксперты. «Специфика рынка в том, что из-за нестабильности объема работ, фактора сезонности большинство компаний нанимают персонал от объекта к объекту и выплачивают «серые» заработные платы, – говорит генеральный директор рекрутинговой компании «АА Персонал» Сергей Романчук. – На рынке очень высокий процент использования низкоквалифицированной рабочей силы – мигрантов, людей из других регионов».
Без привлечения непетербургской рабочей силы не обойтись, парируют руководители предприятий. «Рабочих среди петербуржцев найти сложно, поэтому мы привлекаем жителей других регионов России, – соглашается начальник отдела кадров ЗАО «ПО «Возрождение» Елена Чинарина. – Они работают вахтовым методом на протяжении многих лет. Безусловно, это затратно для компании, так как мы несем расходы по обеспечению проживания, питания и транспорта для иногородних».
«Отчасти это обусловлено историческим фактором – с 1990-х годов прекратилось строительство объектов в регионах, например в Тверской области, на Севере в г. Усинске и Ухте, и заказы смещались в Петербург и Москву, – объясняет Александр Горный. – При этом специалисты в регионах остались, и мы чаще всего используем их для работы на строящихся объектах».
Более того, участники рынка не видят в привлечении иностранных работников ничего плохого. Это логичное разделение труда, считает председатель совета директоров «СМУ-53» Виктор Евдокимов, – работу с техникой стоимостью несколько сотен тысяч евро неквалифицированным рабочим компании все равно не доверяют, а тяжелый ручной труд можно перепоручить жителям других регионов. «Качество дорог зависит не от того, кто их строит, а от отношения руководства к работе компании», – уверен господин Евдокимов.
И вот тут-то игроки рынка и эксперты как раз и приходят к общему мнению: основная причина сложившейся ситуации – непрозрачность рынка. «Проблема в том, что главы компаний, специализирующихся на дорожном строительстве, зачастую ориентированы на сверхприбыль и экономят на заработной плате, не говоря уже о том, что некоторые компании работников обманывают, задерживают заработную плату и платят ее «по-черному», – считает Сергей Романчук. – К тому же в этом бизнесе очень высока коррупционная составляющая, а работы часто осуществляет шестой-седьмой подрядчик, у которого не остается средств на высококвалифицированную рабочую силу и качественные материалы».
Пока рынок труда играет на руку честным компаниям. «В компаниях, где заработная плата «белая» и выплачивается стабильно, нет проблем с поиском кадров, – говорит господин Романчук. – Они моментально закрывают вакансии. Тем же, кто обманывает работников, подбирать персонал очень трудно». Однако в ближайшее время ситуация вряд ли изменится к лучшему, опять сходятся во мнении все участники рынка.
«С середины 2011 года спрос на персонал в дорожном строительстве прибавляет в среднем 10% в квартал, при этом количество резюме соискателей остается примерно на одном уровне, – приводит статистику руководитель пресс-службы HeadHunter по СЗФО Ольга Шматко. – Постепенно такая динамика увеличивает разрыв между спросом и предложением, снижая количество резюме, приходящихся на одну вакансию». В среднем в зависимости от позиции поиск сотрудника длится от одной недели до месяца, сообщают в ОАО «Мостострой № 6».
«Портфель заказов компании растет, и, соответственно, мы увеличиваем штат, стараясь не работать по договорам аутсорсинга», – подтверждает тенденцию начальник управления работы с персоналом ОАО «Мостоотряд № 19» Александр Горный.
В результате на рынке возрастает дефицит как квалифицированных кадров со специальным образованием и опытом работы, так и дорожных рабочих. «Сложнее всего закрыть вакансии монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электрогазосварщиков, электромонтеров, квалифицированных водителей автотехники, машинистов кранов», – продолжает господин Горный. Что же касается инженерных кадров, прежде всего дефицит распространяется на узкопрофильных специалистов по направлениям: электрические сети, вентиляция, канализация, сообщают в «Мостострой № 6». Высок спрос и на опытных сметчиков и геодезистов.
В развитии такой ситуации виноваты сами компании, считают эксперты. «Специфика рынка в том, что из-за нестабильности объема работ, фактора сезонности большинство компаний нанимают персонал от объекта к объекту и выплачивают «серые» заработные платы, – говорит генеральный директор рекрутинговой компании «АА Персонал» Сергей Романчук. – На рынке очень высокий процент использования низкоквалифицированной рабочей силы – мигрантов, людей из других регионов».
Без привлечения непетербургской рабочей силы не обойтись, парируют руководители предприятий. «Рабочих среди петербуржцев найти сложно, поэтому мы привлекаем жителей других регионов России, – соглашается начальник отдела кадров ЗАО «ПО «Возрождение» Елена Чинарина. – Они работают вахтовым методом на протяжении многих лет. Безусловно, это затратно для компании, так как мы несем расходы по обеспечению проживания, питания и транспорта для иногородних».
«Отчасти это обусловлено историческим фактором – с 1990-х годов прекратилось строительство объектов в регионах, например в Тверской области, на Севере в г. Усинске и Ухте, и заказы смещались в Петербург и Москву, – объясняет Александр Горный. – При этом специалисты в регионах остались, и мы чаще всего используем их для работы на строящихся объектах».
Более того, участники рынка не видят в привлечении иностранных работников ничего плохого. Это логичное разделение труда, считает председатель совета директоров «СМУ-53» Виктор Евдокимов, – работу с техникой стоимостью несколько сотен тысяч евро неквалифицированным рабочим компании все равно не доверяют, а тяжелый ручной труд можно перепоручить жителям других регионов. «Качество дорог зависит не от того, кто их строит, а от отношения руководства к работе компании», – уверен господин Евдокимов.
И вот тут-то игроки рынка и эксперты как раз и приходят к общему мнению: основная причина сложившейся ситуации – непрозрачность рынка. «Проблема в том, что главы компаний, специализирующихся на дорожном строительстве, зачастую ориентированы на сверхприбыль и экономят на заработной плате, не говоря уже о том, что некоторые компании работников обманывают, задерживают заработную плату и платят ее «по-черному», – считает Сергей Романчук. – К тому же в этом бизнесе очень высока коррупционная составляющая, а работы часто осуществляет шестой-седьмой подрядчик, у которого не остается средств на высококвалифицированную рабочую силу и качественные материалы».
Пока рынок труда играет на руку честным компаниям. «В компаниях, где заработная плата «белая» и выплачивается стабильно, нет проблем с поиском кадров, – говорит господин Романчук. – Они моментально закрывают вакансии. Тем же, кто обманывает работников, подбирать персонал очень трудно». Однако в ближайшее время ситуация вряд ли изменится к лучшему, опять сходятся во мнении все участники рынка.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова