Универсальный рабочий
Число рабочих, владеющих сразу несколькими строительными специальностями, начинает возрастать, констатируют тенденцию все эксперты рынка образования. Что удивительно, тенденция развивается и «снизу», со стороны рабочих, и «сверху» – по инициативе компаний.
Собственно, новшеством универсализация рабочих мест и функций является только для достаточно крупных компаний, где производство строительных материалов и строительство поставлено на поток.
«Чем больше фирма, тем уже специализация рабочих, – говорит вице-президент Федерации образования строителей Борис Буданов. – В небольших и средних компаниях сотрудники в большинстве владеют несколькими специализациями, это связано с организацией работ».
Однако именно крупные строительные компании и начали перенимать опыт универсализации рабочих мест. «Нагрузка на всех специалистов в сфере строительства и ЖКХ неравномерно распределяется по году, а руководитель заинтересован в постоянном штате людей», – объясняет директор АНО «Северо-Западный учебно-производственный комбинат» Климент Кан. Соответственно, освоение рабочими и инженерами нескольких смежных специальностей приводит к более эффективному использованию рабочего времени. Эксперты приводят в пример финские компании «ЮИТ Санкт-Петербург» и «Лемминкяйнен Рус», также тенденция касается и крупных местных застройщиков, штат которых в большинстве состоит из российских граждан.
«Пока этот процесс находится в начальной стадии, однако компании уже приходят к пониманию, что один высокопрофессиональный рабочий может заменить 5-10 гастарбайтеров, и качество его работы выше, – говорит Борис Буданов. – Владея знаниями по смежным профессиям, человек будет работать так, чтобы остальным специалистам оставалось меньше работы».
«Узкая специализация ведет к раздуванию штата и не является эффективным решением в условиях нехватки кадров», – согласен директор представительства Фонда развития строительства Finedu Finland Григорий Дементьев.
Несмотря на растущий спрос, по словам Бориса Буданова, внедрение учебных стандартов, нацеленных на одновременное получение студентами нескольких специальностей, в Петербурге пока продвигается со скрипом. Пока распространенность такой практики зависит лишь от стратегии руководителей учебных заведений. Например, в политехническом колледже Санкт-Петербургского государственного горного университета новой тенденции пока не заметили, говорит его директор Алина Досканова, а в колледже строительной индустрии и горного хозяйства с несколькими специальностями выходят все 100% выпускников, утверждает директор Наталия Смирнова. Чаще всего в колледже совмещают смежные специальности: штукатуров, плиточников, облицовщиков, мастеров сухого строительства или бетонщиков и арматурщиков.
«Последние 3-4 года появилась тенденция, что студенты стараются получить как можно больше рабочих профессий, – говорит Наталия Смирнова. – Несмотря на то что такое обучение занимает больше времени, они передают информацию о его преимуществах по сарафанному радио, ведь получая несколько специальностей, выпускники смогут и лучше продать на рынке свой труд, и выбирать из большего количества работодателей. Кроме того, освоение большого числа специальностей помогает лучше осваивать теоретические специальные дисциплины».
Востребованность таких специалистов со стороны работодателей действительно очевидна, считают эксперты. «Результаты исследований показывают, что в финских компаниях, работающих на российском рынке, средний показатель эффективности работы сотрудников выше, чем в российских, то есть выше эффективность организации труда», – говорит Григорий Дементьев.
Собственно, новшеством универсализация рабочих мест и функций является только для достаточно крупных компаний, где производство строительных материалов и строительство поставлено на поток.
«Чем больше фирма, тем уже специализация рабочих, – говорит вице-президент Федерации образования строителей Борис Буданов. – В небольших и средних компаниях сотрудники в большинстве владеют несколькими специализациями, это связано с организацией работ».
Однако именно крупные строительные компании и начали перенимать опыт универсализации рабочих мест. «Нагрузка на всех специалистов в сфере строительства и ЖКХ неравномерно распределяется по году, а руководитель заинтересован в постоянном штате людей», – объясняет директор АНО «Северо-Западный учебно-производственный комбинат» Климент Кан. Соответственно, освоение рабочими и инженерами нескольких смежных специальностей приводит к более эффективному использованию рабочего времени. Эксперты приводят в пример финские компании «ЮИТ Санкт-Петербург» и «Лемминкяйнен Рус», также тенденция касается и крупных местных застройщиков, штат которых в большинстве состоит из российских граждан.
«Пока этот процесс находится в начальной стадии, однако компании уже приходят к пониманию, что один высокопрофессиональный рабочий может заменить 5-10 гастарбайтеров, и качество его работы выше, – говорит Борис Буданов. – Владея знаниями по смежным профессиям, человек будет работать так, чтобы остальным специалистам оставалось меньше работы».
«Узкая специализация ведет к раздуванию штата и не является эффективным решением в условиях нехватки кадров», – согласен директор представительства Фонда развития строительства Finedu Finland Григорий Дементьев.
Несмотря на растущий спрос, по словам Бориса Буданова, внедрение учебных стандартов, нацеленных на одновременное получение студентами нескольких специальностей, в Петербурге пока продвигается со скрипом. Пока распространенность такой практики зависит лишь от стратегии руководителей учебных заведений. Например, в политехническом колледже Санкт-Петербургского государственного горного университета новой тенденции пока не заметили, говорит его директор Алина Досканова, а в колледже строительной индустрии и горного хозяйства с несколькими специальностями выходят все 100% выпускников, утверждает директор Наталия Смирнова. Чаще всего в колледже совмещают смежные специальности: штукатуров, плиточников, облицовщиков, мастеров сухого строительства или бетонщиков и арматурщиков.
«Последние 3-4 года появилась тенденция, что студенты стараются получить как можно больше рабочих профессий, – говорит Наталия Смирнова. – Несмотря на то что такое обучение занимает больше времени, они передают информацию о его преимуществах по сарафанному радио, ведь получая несколько специальностей, выпускники смогут и лучше продать на рынке свой труд, и выбирать из большего количества работодателей. Кроме того, освоение большого числа специальностей помогает лучше осваивать теоретические специальные дисциплины».
Востребованность таких специалистов со стороны работодателей действительно очевидна, считают эксперты. «Результаты исследований показывают, что в финских компаниях, работающих на российском рынке, средний показатель эффективности работы сотрудников выше, чем в российских, то есть выше эффективность организации труда», – говорит Григорий Дементьев.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова