Подводные камни универсализации
Обучение работников новым навыкам и специальностям по цепочке приведет к изменению самой кадровой политики компании, поэтому к внедрению универсализации нужно подходить расчетливо, подчеркивают эксперты.
Внедрение универсализации начинается с длительной и кропотливой аналитической работы. «Каждая компания должна сама оценить существующий потенциал, скрытые и явные потери и в результате создать собственную внутреннюю концепцию универсализации рабочих мест», – объясняет Григорий Дементьев.
Однако все не так просто. Освоение рабочими новых навыков может потребовать вложений не только в обучение, но и в приобретение оборудования, не говоря о повышении заработной платы специалистам, которое логично следует за повышением квалификации. Тогда как увольнение обученного сотрудника нанесет компании больший ущерб, а значит, организации придется следить за условиями труда и удержанием специалиста.
Кроме того, внедрение универсализации потребует постоянного контроля и вовлеченности в процесс всех руководителей. А на плечи HR-службы ляжет непрерывный мониторинг, анализ эффективности процессов, производительности сотрудников, соотношения основного и вспомогательного персонала, что тоже повлечет дополнительные расходы со стороны компании.
«Процесс универсализации должен начинаться с указания, воли генерального директора, далее к выработке внутренней политики по созданию этой концепции подключаются все подразделения», – говорит Григорий Дементьев.
Еще один момент, на который указывают специалисты, – универсализацию нельзя распространять на весь персонал. Далеко не все сотрудники, особенно старой закалки, готовы брать на себя новые функции и позитивно настроены к освоению новых профессий. Тогда как обучение, значительно увеличивающее нагрузку на сотрудников в течение нескольких месяцев, может происходить только при наличии внутренней мотивации человека. Иначе, даже вкладывая значительные средства, компания не добьется ровно никакого результата.
Все вышеперечисленное, на самом деле, не является аргументами против универсализации рабочих навыков, это лишь нюансы, которые работодателям необходимо учитывать, подчеркивают эксперты. Настоящим препятствием является убеждение большинства работодателей в том, что внедрение универсализации невыгодно. И в процессе изменения этого мнения будет сложно обойтись без государственной поддержки, считают специалисты.
«Например, можно создать льготные налоговые условия или учредить специальные фонды, программы государственной поддержки, – говорит господин Дементьев. – В Финляндии основные затраты на повышение квалификации и получение новых специальностей сотрудниками несет работодатель, но и государство частично оплачивает это обучение».
Кроме того, подтолкнуть компании к повышению эффективности организации труда может и повышенный контроль к качеству со стороны государства. В компании «ЮИТ» подсчитали, приводит пример господин Буданов, что стена, поставленная с отклонением на 3 см, приводит к дополнительным затратам 900 рублей на 1 кв. м на исправление ошибки. Как только российские компании начнут подсчитывать стоимость некачественной работы, контролировать и страховать качество строительства, востребованность обучения возрастет, уверен эксперт.
Внедрение универсализации начинается с длительной и кропотливой аналитической работы. «Каждая компания должна сама оценить существующий потенциал, скрытые и явные потери и в результате создать собственную внутреннюю концепцию универсализации рабочих мест», – объясняет Григорий Дементьев.
Однако все не так просто. Освоение рабочими новых навыков может потребовать вложений не только в обучение, но и в приобретение оборудования, не говоря о повышении заработной платы специалистам, которое логично следует за повышением квалификации. Тогда как увольнение обученного сотрудника нанесет компании больший ущерб, а значит, организации придется следить за условиями труда и удержанием специалиста.
Кроме того, внедрение универсализации потребует постоянного контроля и вовлеченности в процесс всех руководителей. А на плечи HR-службы ляжет непрерывный мониторинг, анализ эффективности процессов, производительности сотрудников, соотношения основного и вспомогательного персонала, что тоже повлечет дополнительные расходы со стороны компании.
«Процесс универсализации должен начинаться с указания, воли генерального директора, далее к выработке внутренней политики по созданию этой концепции подключаются все подразделения», – говорит Григорий Дементьев.
Еще один момент, на который указывают специалисты, – универсализацию нельзя распространять на весь персонал. Далеко не все сотрудники, особенно старой закалки, готовы брать на себя новые функции и позитивно настроены к освоению новых профессий. Тогда как обучение, значительно увеличивающее нагрузку на сотрудников в течение нескольких месяцев, может происходить только при наличии внутренней мотивации человека. Иначе, даже вкладывая значительные средства, компания не добьется ровно никакого результата.
Все вышеперечисленное, на самом деле, не является аргументами против универсализации рабочих навыков, это лишь нюансы, которые работодателям необходимо учитывать, подчеркивают эксперты. Настоящим препятствием является убеждение большинства работодателей в том, что внедрение универсализации невыгодно. И в процессе изменения этого мнения будет сложно обойтись без государственной поддержки, считают специалисты.
«Например, можно создать льготные налоговые условия или учредить специальные фонды, программы государственной поддержки, – говорит господин Дементьев. – В Финляндии основные затраты на повышение квалификации и получение новых специальностей сотрудниками несет работодатель, но и государство частично оплачивает это обучение».
Кроме того, подтолкнуть компании к повышению эффективности организации труда может и повышенный контроль к качеству со стороны государства. В компании «ЮИТ» подсчитали, приводит пример господин Буданов, что стена, поставленная с отклонением на 3 см, приводит к дополнительным затратам 900 рублей на 1 кв. м на исправление ошибки. Как только российские компании начнут подсчитывать стоимость некачественной работы, контролировать и страховать качество строительства, востребованность обучения возрастет, уверен эксперт.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова