«Парковочный» сегмент ждет своего часа
Сегодня вопрос паркингов активно обсуждается как со стороны инвесторов, так и со стороны администрации города. Однако реальных проектов крайне мало, девелоперы неохотно идут в данный сегмент, поскольку он не до конца понятен с точки зрения финансовой отдачи.
«Если говорить о паркингах в центре города, то здесь ситуация еще сложнее, с учетом того, что большинство объектов имеют сохранный элемент ГИОП, девелоперам проще и понятнее реализовывать офисную или жилую функцию, нежели проводить реконструкцию здания под паркинг», – комментирует Андрей Бойков, директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге.
«На торгах Фонда имущества продавались земельные участки под строительство паркингов, но появятся ли там парковки и в какой срок, пока не известно», – объясняет Кирилл Акиньшин, руководитель отдела консалтинга и оценки компании Maris/Part of the CBRE Affiliate Network.
Спрос на места в платных паркингах достаточно низкий, в Петербурге пока не сложилась традиционная для европейских городов практика платы за парковочное место. В то время как в любом европейском мегаполисе плата за парковку является нормой. По мнению экспертов, автомобилисты Петербурга морально не готовы на распространение этой практики на центр нашего города. Места в паркингах в центре европейских столиц выкупаются сразу на годы. Квартиры, расположенные в центральных районах, продаются или сдаются вместе с возможностью на ночь оставлять машину в паркинге расположенного неподалеку отеля или бизнес-центра.
«Строительство паркингов имеет высокую себестоимость, а приобретение машино-места пока не рассматривается большинством покупателей как вопрос первой необходимости. Отсюда низкая рентабельность подобных проектов», – замечает Алексей Бушуев, руководитель группы менеджеров отдела продаж компании «Строительный трест». Непосредственно на строительно-монтажные работы приходится порядка 70% себестоимости.
«Место в паркинге занимает около 35 кв. м с учетом въезда-выезда. Соответственно, если это теплый паркинг, мы выходим на себестоимость строительства порядка 1000 USD за метр. Если же это паркинг в цоколе жилого дома, его себестоимость может составлять и большую сумму – до 70 тыс. USD. А дальше все просто: если это паркинг в элитном жилом доме, потребитель готов заплатить эти 70 тыс. Если же это бизнес- или тем более эконом-жилье, то эта цена сопоставима с половиной стоимости квартиры, и люди абсолютно не готовы платить», – анализирует ситуацию Владимир Скигин, совладелец управляющей компании «Сателлит Девелопмент».
Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, отмечает, что срок окупаемости коммерческих парковок составляет 5-6 лет, при сдаче машино-мест в аренду срок окупаемости растягивается на 10 лет. Строительство 1 кв. м наземного многоуровневого паркинга обходится в 500-600 USD. На сегодняшний день в Петербурге стоимость аренды машино-места в паркинге составляет 3,5-6,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от расположения и типа. В случае приобретения в собственность цена места в паркингах составляет от 500 тыс. до 1 млн рублей. В премиальных местах стоимость может доходить до 2 млн рублей.
«Если говорить о паркингах в центре города, то здесь ситуация еще сложнее, с учетом того, что большинство объектов имеют сохранный элемент ГИОП, девелоперам проще и понятнее реализовывать офисную или жилую функцию, нежели проводить реконструкцию здания под паркинг», – комментирует Андрей Бойков, директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге.
«На торгах Фонда имущества продавались земельные участки под строительство паркингов, но появятся ли там парковки и в какой срок, пока не известно», – объясняет Кирилл Акиньшин, руководитель отдела консалтинга и оценки компании Maris/Part of the CBRE Affiliate Network.
Спрос на места в платных паркингах достаточно низкий, в Петербурге пока не сложилась традиционная для европейских городов практика платы за парковочное место. В то время как в любом европейском мегаполисе плата за парковку является нормой. По мнению экспертов, автомобилисты Петербурга морально не готовы на распространение этой практики на центр нашего города. Места в паркингах в центре европейских столиц выкупаются сразу на годы. Квартиры, расположенные в центральных районах, продаются или сдаются вместе с возможностью на ночь оставлять машину в паркинге расположенного неподалеку отеля или бизнес-центра.
«Строительство паркингов имеет высокую себестоимость, а приобретение машино-места пока не рассматривается большинством покупателей как вопрос первой необходимости. Отсюда низкая рентабельность подобных проектов», – замечает Алексей Бушуев, руководитель группы менеджеров отдела продаж компании «Строительный трест». Непосредственно на строительно-монтажные работы приходится порядка 70% себестоимости.
«Место в паркинге занимает около 35 кв. м с учетом въезда-выезда. Соответственно, если это теплый паркинг, мы выходим на себестоимость строительства порядка 1000 USD за метр. Если же это паркинг в цоколе жилого дома, его себестоимость может составлять и большую сумму – до 70 тыс. USD. А дальше все просто: если это паркинг в элитном жилом доме, потребитель готов заплатить эти 70 тыс. Если же это бизнес- или тем более эконом-жилье, то эта цена сопоставима с половиной стоимости квартиры, и люди абсолютно не готовы платить», – анализирует ситуацию Владимир Скигин, совладелец управляющей компании «Сателлит Девелопмент».
Людмила Рева, директор ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate, отмечает, что срок окупаемости коммерческих парковок составляет 5-6 лет, при сдаче машино-мест в аренду срок окупаемости растягивается на 10 лет. Строительство 1 кв. м наземного многоуровневого паркинга обходится в 500-600 USD. На сегодняшний день в Петербурге стоимость аренды машино-места в паркинге составляет 3,5-6,5 тыс. рублей в месяц в зависимости от расположения и типа. В случае приобретения в собственность цена места в паркингах составляет от 500 тыс. до 1 млн рублей. В премиальных местах стоимость может доходить до 2 млн рублей.
рубрика:
Коммерческая недвижимость
автор:
Ярослава Задорина