«Дорожные карты» на подходе
В самое ближайшее время планируется утвердить «дорожные карты» по снижению административных барьеров в сфере строительства и энергетике. Такое решение было принято на первом в этом году заседании штаба по устранению административных барьеров, состоявшемся в правительстве Ленинградской области.
Нужны реальные сроки
Работа по снижению административных барьеров в энергетике и строительстве была инициирована в 2014 году. Ленинградская область принимала участие в составлении пилотного рейтинга инвестиционного состояния субъектов РФ, в котором тестировался 21 регион.
«К сожалению, по показателям, связанным с получением разрешения на строительство и подключения к электросетям, мы проиграли ряду других регионов, хотя по некоторым позициям вошли в число лидеров, – отметил, открывая заседание штаба, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. – Мы поставили задачу к 2017 году достичь целевых показателей: 140 дней – срок получения разрешения на строительство на территории Ленинградской области и 80 дней – максимальный срок подключения к электросетям».
Для систематизации этой работы и был создан штаб, определены соответствующие рабочие группы и разработаны проекты «дорожных карт».
По мнению вице-губернатора, председателя Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Дмитрия Ялова, ситуация с «дорожными картами» пока не самая радужная. «Мы договорились, что придем к установленным показателям эффективности за три года, но это не значит, что результат должен быть только к концу третьего года. Очередной рейтинг инвестиционного состояния субъектов РФ будет составляться в июне текущего года, причем на этот раз он покажет данные по всем регионы страны. Нам необходимо реализовать ряд мероприятий уже в этом году».
По мнению Дмитрия Ялова, сроки, обозначенные в «картах», должны быть «реалистичными, но не слишком консервативными». Отдельно в «дорожных картах» необходимо выделить мероприятия, которые требуют изменений в федеральном законодательстве, и те, которые регион в состоянии выполнить сам.
В ходе заседания штаба прозвучал вопрос о разработке отдельной «дорожной карты» по газификации, поскольку проблема подключения к газовым сетям является существенным административным барьером. Подключение многоквартирного дома к газу составляет около 22 месяцев, при этом срок строительно-монтажных работ – всего три месяца.
По мнению Дмитрия Ялова, к этому вопросу стоит вернуться, когда будут успешно решены вопросы по уже определенным направлениям. При этом председатель Комитета по ТЭК Андрей Гаврилов отметил, что если нормативная база для техприсоединения к электрическим сетям давно наработана и утверждена, то постановление Правительства РФ № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения)...» по газификации было введено в конце декабря 2013 года, и пока еще не завершен переходный период по внедрению в жизнь этого постановления. «Этот законодательный акт регулирует полномочия и устанавливает конкретные сроки, надо приступить к реализации этого норматива. Если возникнут сложности, то к вопросу газификации нужно будет вернуться в рамках «дорожной карты», – пояснил Андрей Гаврилов.
Электросети не загружены
Руководитель рабочей группы в сфере энергетики, директор по капитальному строительству ОАО «ЛОЭСК» Алия Фистюлева озвучила несколько вопросов «дорожной карты».
По ее словам, сроки подключения к электросетям в реальности меньше, чем указываются в исследованиях. «Анализ исполнения договора показывает, что при готовности сетевой организации 39% заявителей в срок свои мероприятия не выполняют. Построенные электросетевые объекты простаивают, а мы юридически не можем предъявить претензии к заявителю, поскольку ограничены постановлением № 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии...». Так, без загрузки простаивают объекты, в которые «ЛОЭСК» за последние четыре года инвестировала более 700 млн рублей. По нашему мнению, сроки нужно устанавливать с момента, когда заявитель готов к присоединению, а не с момента заключения договора техприсоединения».
По словам Алии Фистюлевой, проблемы с присоединением к электросетям во многих регионах абсолютно идентичны. «Главная проблема – получение разрешительной документации со стороны электросетевой компании на возведение объектов электросетевого хозяйства. Средний срок – от 480 до 755 дней. Но мы обязаны получить все документы и согласования собственников. В Ленобласти на сегодняшний момент готовых документов терпланирования и проектов межевания территорий очень немного. При этом муниципалитеты утверждают документы терпланирования без участия электросетевой компании, не запрашивая данные по схемам развития сетей», – рассказала Алия Фистюлева.
Рабочей группой внесен ряд предложений в «дорожную карту». В частности, ввести ответственность потребителей за неиспользованные мощности; увеличить ответственности заявителя за неприсоединение в срок или ввести оплату невостребованной мощности; конкретизировать перечень заявителей, имеющих право на льготное присоединение. Кроме того, необходимо упростить процедуру перевода земель лесного фонда для строительства электросетевых объектов, сформировать геоинформационную систему области с указанием расположения сетей, синхронизировать инвестиционные программы территориальных сетевых организаций. Сетевые компании, в свою очередь, намерены повысить информационную доступность для клиентов, автоматизировать бизнес-процессы и разработать схемы электрических сетей в муниципальных образованиях.
По словам Алии Фистюлевой, к 2017 году все поселения Ленобласти должны иметь схемы электрических сетей, которые будут сделаны на базе перспективных планов самих муниципальных образований по территориальному планированию.
На заседании штаба было решено утвердить «дорожную карту» по электроэнергетике в недельный срок с учетом замечаний и предложений.
Объединить и сократить
Руководитель рабочей группы по строительству – генеральный директор, председатель правления ООО «ЛСР. Управляющая компания» Александр Вахмистров отметил, что работа по снижению барьеров в строительстве требует оценки, какие процедуры можно сократить, а какие объединить.
Председатель Комитета государственного строительного надзора Михаил Москвин рассказал, что в его ведомстве организована работа по приему заявлений о выдаче разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию через ГАУ «Леноблгосэкспертиза». То есть застройщик, проходя экспертизу, одновременно предоставляет документы для выдачи разрешения на строительство, что сокращает сроки выдачи разрешительной документации. Кроме того, заявители имеют возможность подавать документы в ГАУ «Леноблгосэкспертиза» в электронной форме посредством «личного кабинета».
Также в декабре прошлого года принят закон о внесении изменений в перечень объектов, не требующих разрешения на строительство. Он направлен на снижение и упразднение ряда барьеров не только в части градостроительной деятельности, но также это относится к аграрному комплексу и рекреации, подключению к инженерным сетям.
К началу марта будет готов единый реестр выданных на территории Ленинградской области разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, также создается система межведомственного взаимодействия по подготовке и утверждению документации по планировке территории совместно с Комитетом по архитектуре. Реестр будет размещен на сайте Комитета стройнадзора.
По словам Михаил Москвина, предложения от застройщиков по формированию «дорожной карты» касаются в основном изменений в федеральное законодательство, а также направлены на стимулирование жилищного строительства. «Дорожную карту» в строительстве решено также утвердить в недельный срок.
Мнение:
Алия Фистюлева, директор по капитальному строительству ОАО «ЛОЭСК»:
– Нам известны всего два муниципалитета в Ленинградской области, которые приглашают электросетевые компании на свои заседания. Многие муниципалитеты утверждают документы терпланирования без участия электросетевой компании, не запрашивая данные по схемам развития сетей. В итоге мы имеем утвержденные ППТ, на которых сетей либо вообще нет, либо они нанесены там, где строить их невозможно. Нам нужно синхронизировать планы бизнеса с планами сетевых компаний и документами терпланирования.