Программа под вопросами

Утвержденная Программа развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти на период до 2020 года подразумевает два этапа, первый из которых начинается в 2015 году. Насколько скорректирует кризис параметры программы, обсуждали на заседании круглого стола в Ленинградской областной торгово-промышленной палате (ЛО ТПП).

 

ЛРТ как панацея

Большие надежды по решению транспортных проблем региона возлагаются на линии легкорельсового транспорта (ЛРТ). АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области» уже разработано 13 линий ЛРТ, соединяющих центральные районы Санкт-Петер­бурга и новые зоны развития городской агломерации.
«В рамках Программы развития транспортной системы Петербурга и Ленобласти на период до 2020 года предусматривается строительство четырех из 13 приоритетных направлений ЛРТ со сроком реализации 2015-2020 годы, – рассказал Михаил Курдяев, начальник Управления пассажирского транспорта и портовой инфраструктуры АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленин­град­ской области». – Это такие линии как ст. м. «Ладож­ская – г. Все­во­ложск, ст. м. «Пар­нас» – г. Сертолово, ст. м «Куп­чи­но» – аэропорт Пулково и ст. м. «Рыбац­кое» – Кол­пи­но. Эти линии на данный момент являются максимально проработанными».
Как сообщил Михаил Курдяев, на данный момент дирекцией завершены работы по разработке предпроекта линии ст. м. «Ладож­ская» – г. Всеволожск, продолжается разработка предпроекта по линии ст. м. «Парнас» – г. Сертолово, которая будет закончена в апреле текущего года. Все проекты разрабатываются с учетом возможности их реализации по схеме ГЧП и уже имеют основные технико-экономические параметры.
Проекты также уже имеют потенциальных инвесторов. Так, интерес к линии ст. м. «Рыбацкое» – Колпино проявил ОАО «Уралвагонзавод». «В декабре прошлого года ОАО «Уралвагонзавод» подписал с дирекцией соглашение о совместных действиях по реализации этого проекта. Возможным инвестором линии ст. м. «Ладожская» – г. Всеволожск может стать Группа ЛСР. На данный момент закончен этап разработки предпроекта.
«Интерес к проектам проявляет большое количество компаний. Например, линией «Стрельна – Наукоград», которая идет через Стрельну и Петродворец, активно интересуются китайские инвесторы, поскольку там реализуется проект «Балтий­ская жемчужина», – рассказал Михаил Курдяев.
Юрий Никифоров, заместитель председателя совета директоров ОАО «Наци­ональ­ные скоростные дороги», поднял вопрос конкурентоспособности различных технологий ЛРТ. Он рассказал об инновационной технологии ЛРТ, разработанной ОАО «Национальные скоростные дороги». «Технология представляет собой надземную магнитолевитационную транспортную систему, которая позволяет сохранять существующую транспортную инфраструктуру и при этом перевозить около 400 тыс. пассажиров в сутки. Это гораздо более эффективная и экологичная система, чем «колесо-рельс». К сожалению, пока проект далек от реализации в силу низкой заинтересованности правительства региона», – заявил Юрий Никифоров.
«Правительство Ленинградской области подписало соответствующий меморандум о взаимодействии и сотрудничестве с ОАО «Национальные скоростные дороги», – прокомментировал ситуацию Павел Пустовалов, начальник отдела развития транспорта и транспортной инфраструктуры департамента транспорта Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской облас­ти. – Теперь следующий шаг за компанией. К сожалению, мы слышим только идеи, но не видим самого проекта. Необходимо провести предпроектные работы и представить параметры будущей линии ЛРТ. Время идет, и на это направление есть масса других претендентов, готовых предоставить конкретные разработки».

Точки притяжения

Создание и развитие сети транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) в местах соприкосновения маршрутных сетей Петербурга и Лен­области – еще одно направление деятельности дирекции. На данный момент разработано шесть проектов ТПУ – «Пар­нас», «Купчино», «Шушары», «Девяткино», «Кудрово» и «Рыбацкое».
Детальную проработку уже получил проект многофункционального ТПУ в Девят­кино. ТПУ будет соединен с автобусным вокзалом междугороднего и международного сообщения с подключением к существующей улично-дорожной сети и устройством транспортной развязки в разных уровнях с кольцевой автомобильной дорогой (см. рисунок).
Общая площадь ТПУ составит 451 тыс. кв. м, а стоимость проекта с учетом подключения к КАД – 33 млрд рублей. Проект планируется осуществлять по схеме ГЧП. Расчетный срок окупаемости средств – 13 лет.
В декабре прошлого года между АНО «Ди­рек­­ция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинград­ской области», ОАО «Строй­транс­газ» и UUSI MIINA Deve­­lopment LTD, дочерней компанией The Far East and Pacific Invest­ments (FEPI), был подписан трехсторонний меморандум. Документ предполагает участие в реализации проектов по финансированию и строительству шести ТПУ на территории Петербурга и Ленобласти, в том числе пилотного проекта ТПУ «Девяткино».
Уже разработана предпроектная документация для подключения транспортно-пересадочного узла «Девяткино» к существующей улично-дорожной сети с устройством транспортной развязки с КАД.

Довериться РЖД

Артем Шепеляев, заместитель начальника Центра фирменного транспортного обеспечения Октябрьской железной дороги, обратил внимание участников заседания круглого стола, что железная дорога является не менее эффективным и экологичным видом транспорта, имеет массу преимуществ перед автомобильными перевозками и в усложнившейся экономической ситуации может стать решением многих транспортных проблем региона. «Из 49 тыс. км дорог общего пользования в СЗФО, по официальным данным, 76% не соответствуют нормативам. Для того чтобы решить инфраструктурные вопросы СЗФО, по оценкам экспертов, нужно вложить сумму, в четыре раза превышающую запланированное бюджетное финансирование. В то же время если увеличить долю железнодорожного транспорта в СЗФО всего на 1%, развить существующую сеть, то это позволит существенно снять напряженность с автодорог и сократить затраты», – рассказал Артем Шепеляев, призвав компании к оптимизации логистических затрат в кризисное время. Особенно когда речь идет о грузоперевозках на дальние направления.
В свою очередь, участники заседания круглого стола посоветовали РЖД для поддержания объемов грузоперевозок заняться снижением тарифов.

Судьбы ГЧП

Любой крупный инфраструктурный инвестиционный проект имеет очень длинный цикл и, случается, переживает в процессе своей реализации не один кризис, считает Игорь Кайбанов, начальник отдела мониторинга инвестиционных программ АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Петербурга и Ленинградской области». «Петербургский транспортный узел – один из таких проектов, – подчеркнул Игорь Кайбанов. – Бизнес как наиболее прагматичная сторона желает получить конкретные гарантии и сроки возврата средств. Получаются только те проекты, за которыми стоят серьезные устойчивые финансовые ресурсы и долгосрочные интересы, такие как Пулково, ЗСД и др.»
По словам Игоря Кайбанова, программа развития транспортной системы Петер­бурга и Ленобласти на период до 2020 года поддержана правительством РФ и обоих субъектов и в данный момент, несмотря на угрозу секвестирования бюджетов всех уровней, сохраняет объемы ранее запланированного финансиро­вания.
«Возможности бюджетного финансирования ограничены, нужно понимать, что далеко не все запланированные мероприятия войдут в госпрограмму и получат средства, – отметил Павел Пустовалов. – Все чаще поднимается вопрос о привлечении внебюджетных средств. Наиболее законодательно проработанным вариантом ГЧП на данный момент является концессия. Поэтому за любой идеей, новым проектом сегодня должна быть проведена большая работа по подготовке концессионного соглашения, где публичный и частный партнер делят свои риски и объемы финансирования. Причем в уточнении нуждается сам предмет разговора. В законодательстве, например, до сих пор точно не определен правовой статус ЛРТ. Сейчас на согласовании находится проект Федерального закона «О развитии метрополитена и других видах внеуличного транспорта», который наконец должен определить понятие ЛРТ».

рубрика: Транспорт
автор: Ольга Фельдман
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.