Валерий Гаркавый: «Затормозить развитие пригородов Петербурга мы не в состоянии»

В прошлом году в Муринском сельском поселении было введено в эксплуатацию 24 многоэтажных многоквартирных дома. После их заселения муринцев станет больше на 10,7 тыс. человек. А к 2030 году расчетная численность населения достигнет 140 тыс. человек. Насколько комфортной будет их жизнь? На эти и другие вопросы ответил Валерий Гаркавый, глава местной администрации.

 

– Над решением каких проблем сегодня работает муниципальная власть?
– Нужно, наверное, начать с того, что Мурино – это не только строящиеся кварталы, но и историческая часть – более 1000 индивидуальных домов и почти 30 многоэтажных домов, которые в свое время строило градообразующее предприя­тие «Научно-исследовательский институт «Поиск». Собственно, развитие Мурино и было обусловлено наличием этого предприятия, а также воинской части. Частный же сектор существует в поселении уже более 300 лет. Поэтому основные проблемы благоустройства, развития территории связаны с исторической частью.
Что мы делаем? Прежде всего, это планирование нового жилищного строительства, это работа над генеральным планом, Правилами землепользования и застройки, прочими градостроительными документами. Мы выполняли полномочия по архитектуре до 1 января нынешнего года самостоятельно, поэтому и реализация всех этих планов ложилась на нас.
Важное для нас направление – это работа по благоустройству территории в широком смысле. Например, когда в 2006 году образовался муниципалитет Мурино, у нас не было даже водопровода в частном секторе: отсутствовали технические условия. Мурино получает воду из Санкт-Петербурга, и жители частных домов оказались заложниками ситуации, когда два соседних субъекта не могли договориться между собой. Теперь вопрос решен.
Второе направление – улучшение инфраструктуры: состояния дорог, детских площадок в частном секторе и т. д. То, что строил в свое время НИИ «Поиск», было хаотичным. С 2006 года мы привели в порядок все дороги, тротуары, детские площадки, построили очень много новых площадок для игр. Вот это все мы финансировали из местного бюджета. Благо он у нас немаленький по сравнению с другими поселениями Ленинградской области, в том числе за счет строительных компаний, реализующих проекты на нашей территории.

– Какие базовые принципы были заложены в генплан? Куда будет расти Мурино?
– При разработке генплана мы учитывали концепцию развития Петербурга и те градостроительные документы, которые были приняты в отношении Ленинградской области еще в советское время. Ведь даже станция метро «Девяткино» появилась, поскольку было очевидным развитие города в этом направлении. Муринское поселение, думаю, располагает более сбалансированным по сравнению с соседними муниципалитетами генпланом: он у нас со здравым смыслом и соответствует всем требованиям законодательства. По крайней мере прописана обеспеченность новых кварталов всем необходимым в расчете на конкретное число жителей.
Но в Мурино появилась и уплотнительная застройка. И поскольку в таких случаях застройщики базировались на уже существующей инфраструктуре, по мере развития поселения мы столкнулись с проб­лемой несоответствия отдельных жилых комплексов современным нормативным требованиям.

– А каковы перспективы развития промышленности?
– Сегодня промзона занимает более 200 га. Там представлены мощности НИИ «Поиск», различных строительных фирм, производителей строительных материалов и оборудования. Там строится современный бетонный завод ГК «УНИСТО Петросталь», логистические складские комплексы. А в ближайшее время планируется передача Всеволожского району примыкающих к промзоне земель воинской части. Таким образом, появится 550 га новых земель под промышленное освоение.
Не стоит забывать и о том, что Санкт-Петербург в свое время планировал выводить предприятия в пригороды. Сейчас процесс приостановлен, но, вероятно, все равно какие-то варианты рассматриваются, и возможности нашей промзоны могут оказаться востребованы.

– Планируете ли вы существенное увеличение численности населения такими же темпами, как сегодня?
– Тенденция к бурному росту численности населения сохранится. По крайней мере в ближайшие три-пять лет. По проектам комплексной застройки, которые уже в стадии реализации и не могут быть заморожены (в основном это объекты долевого строительства), мы рассчитываем на появление 50 тыс. новых жителей. Для нашего поселения это много.

– И как вы планируете обеспечить их социальной инфраструктурой?
– Обеспечить одновременное строительства жилья и социальных объектов – это, считаю, наша главная задача. Проекты планировки на нашей территории разработаны квалифицированно, достаточно качественно, так что по мере ввода жилья вводятся и объекты социального значения. Например, в прошлом году мы ввели два детских сада, а в нынешнем году их запланировано 13. Но социальная инфраструктура детскими садами и школами не исчерпывается. Так, у нас в проекте планировки предусмотрены физкультурно-оздоровительные комплексы, детский театр, станция скорой помощи, отдел полиции. Но кто будет строить все это? Пока решения нет. Зарезервирована земля под библиотеку, и строители готовы сделать ее под ключ, с тем чтобы мы ее выкупили. Но это неподъемные расходы для местного бюджета: продажная цена коммерческой недвижимости вдвое выше, чем жилой, и доходит в Мурино до 100 тыс. рублей за 1 кв. м. Завис вопрос и выкупа амбулаторно-поликлинических комплексов. До конца года у нас будут введены в эксплуатацию четыре амбулатории. Будут ли они в муниципальной собственности? Будут ли они переданы нам в аренду? Какой там будет профиль – Комитет по здравоохранению определит. А вот кто их будет содержать?

– Мурино с некоторых пор стало символом некомфортности среды проживания. На ваш взгляд, насколько сегодня этот стереотип соответствует действительности и уйдет ли это представление о Мурино в прошлое?
– Знаете, в любом новом микрорайоне, где жилье строится в таком количестве, как у нас, первое время жить будет некомфортно. Я недавно видел фотографии строительства на пересечении Северного и Гражданского проспектов: все, как в Мурино. Со временем, думаю, все встанет на свои места. Будут дороги, будет развитая инфраструктура. Увеличение численности населения неизбежно заставляет искать решение проблем.

– А достаточно ли интенсивно, по вашему мнению, идет развитие транспортной инфраструктуры?
– Нас часто упрекают в том, чтобы мы якобы разрешили строить жилье без учета пропускной способности дорог и наличия развязок.

– Но ведь вы разрешили?
– Наверное, с одной стороны, упрек справедливый. А с другой – мы никак не в состоянии затормозить бурное развитие пригородов Петербурга из-за того, что нет дорог. Все же решается в комплексе. Началось строительство – начали думать о дорогах. Структура власти такова, что этот маятник надо раскачать. Нужно показать проблему. А когда на месте будущего строительства поле, потенциальная проб­лема недостаточной дорожной сети даже не дойдет до федерального уровня.
В нашем генеральном плане коридор под дорогу в пределах территории проекта планировки заложен. Это уже отмежеванная земля.
Застройщики, работающие в Мурино, вместе с девелопером – ИК «Евро­инвест» – проектируют сейчас присоединение областной дороги к КАД. Сама областная дорога проектируется за счет регионального бюджета. А далее планируется привлечь федеральные средства, чтобы построить дорогу за Новое Девяткино до Кузьмолово.
Думаю, одновременно или даже быстрее появится дорога с Пискаревского проспекта. Там есть заинтересованные инвесторы, и там не надо ничего переносить – только построить два моста и чуть более 7 км собственно дороги.
С появлением этих дорог, конечно, и Мурино, и Новое Девяткино вздохнут спокойнее. И будет возможно нормально выезжать из этих микрорайонов. Сейчас, к сожалению, Мурино разделено на три «острова». И чтобы попасть с одного на другой, проще выехать в Санкт-Петербург.

Кстати:

Территория Муринского сельского поселения – 2 тыс. га.
Численность населения по переписи 2010 года – 8 тыс. человек.
Фактически проживают около 16 тыс. человек.
Доходная часть местного бюджета в 2014 году – 190 млн рублей, плановый показатель на 2015 год – более 200 млн рублей.

рубрика: Муниципалитет
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.