Утеплители не успевают за стройками
В 2013 году рост рынка теплоизоляции в Петербурге, по мнению экспертов, превысит докризисный уровень. Рост цен на утеплители с июня 2012 достиг 30%, что говорит о нехватке этого материала.
Высококачественные и энергоэффективные утеплители становятся все более дефицитной продукцией среди строительных компаний Северо-Запада. По данным Ассоциации производителей и поставщиков пенополистирола, в Петербурге строительные объемы упали на 37,9% в первой половине 2012 года по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, утянув за собой и рынок утеплителей. Однако уже в июле 2012 года в Санкт-Петербурге введено 617 тыс. кв. м жилья. По сведениям ООО «ПКП Ресурс», это почти в 2 раза превышает аналогичный показатель прошлого года.
Такие темпы породили дефицит утеплителей на рынке Северо-Запада, представленном зарубежными компаниями, имеющими производство на территории РФ. В Петербурге и Ленобласти 50% всей минеральной ваты производит завод ООО «Роквул-Север», рынок стекловаты поделен между URSA и Isover и KNAUF, 54% производства экструдированного пенополистирола приходится на ООО «ПЕНОПЛЭКС СПб».
Чаще всего дистрибьюторам объясняют рост цен на продукцию подорожанием сырья. Однако не все так просто, считают участники рынка. «В приватных беседах производители говорят, что им не хватает мощностей и необходимо сбить спрос. Хотя мелкие производители реагируют повышением цен практически на любое мимолетное движение рынка. Более стабильные компании поначалу цены придерживают, но зато позднее отыгрываются», – говорит менеджер по маркетингу ООО «КСК» Дмитрий Рубан. По данным господина Рубана, цены на теплоизоляционные материалы и в первую очередь на экструдированный полистирол только в период с июня по август 2012 года выросли на 20%, на 25-30% – у отдельно взятых марок.
Кроме того, растущий спрос на продукцию и периодические ситуации ее дефицита побуждают многих производителей вводить квоты на объемы поставок дилерам. «Учитывая постоянно растущий спрос на теплоизоляционные материалы, рост инвестиций в различных направлениях строительства – жилищное, коммерческое, промышленное – и принимаемые государством законодательные меры, цены на теплоизоляционные материалы будут только расти», – считает аналитик рынка Елена Васильева (компания «Теплоизоляционные материалы и технологии»).
Технический директор ООО «Перспектива и ТД» Антон Пак также подсчитал, что рост цен на утеплители на Северо-Западе за летние месяцы составил не менее 20%, за сентябрь они поднялись еще на 2-3%, общий объем рынка ежемесячно составляет более 1 млрд рублей. Дмитрий Рубан утверждает, что самая благоприятная ситуация наблюдается с поставками минеральной ваты, где главенствует Rockwool, материал поступает без задержек. Эксперты подсчитали, что в целом в месяц в регионе продается примерно 100 тыс. кубометров стекловаты, столько же каменной ваты, 60-70 тыс. кубометров экструдированного пенополистирола. Но и этих объемов оказывается недостаточно.
Компании стремятся побороть нехватку мощностей расширением производств, запуская новые линии или даже заводы. «К примеру, «ТехноНИКОЛЬ» планирует построить в Ростовской области завод за 3 млрд рублей, Paroc планирует инвестировать в новый завод в Твери 170 млн EUR», – поясняет Елена Васильева. Кроме того, немецкая компания KNAUF Insulation провела подготовительные работы по созданию нового производства теплоизоляционных материалов в Тюмени. Объем инвестиций в проект, по предварительным данным, составит до 75 млн EUR. ОАО «Теплант» к 2015 году планирует запустить два новых завода по производству термопанелей в Ивановской области.
Следует признать, что основная доля российского рынка принадлежит минераловатной теплоизоляции, хотя доля минеральной ваты постепенно снижается за счет конкуренции со стекловолокнистыми и полистирольными утеплителями. По мнению экспертов компании KNAUF, в скором времени новую нишу дорожного строительства займет пенополистирол. «Российские специалисты сейчас активно знакомятся с европейским опытом применения пенополистирола при строительстве трасс, дорог и мостов, который насчитывает более 30 лет. Европейский опыт доказывает, что пенополистирол способен удешевить и упростить строительство дорог, сделав его одновременно более надежным», – заявили в компании. Для реализации подобных проектов компания производит массивные блоки пенополистирола, которые специально разработаны для устройства дорог на сложных грунтах, характерных для Петербурга.
По словам заместителя генерального директора ООО «ПКП Ресурс» Владимира Степуры, повышение цен на продукцию и рост других издержек заставляют строительные компании работать на пределе рентабельности, поэтому строители все чаще выбирают недорогие и универсальные материалы. К ним относится и пенополиэтилен, который используют одновременно для тепло-, гидро- и звукоизоляции.
«По данным нашей компании, прирост в первом полугодии 2012 года по группе «сшитый и несшитый пенополиэтилен» составил порядка 50%. До 2014 года мы ожидаем ежегодного прироста 17% в категории «сшитый пенополиэтилен». Высокий спрос на пенополиэтилен «под стяжку» в нашем регионе можно объяснить стремлением снизить себестоимость строительства и благоприятной конкурентной средой», – говорит Владимир Степура.
рубрика:
Технологии и материалы
автор:
Карина Саввина