«Охотники за головами» вышли в сеть

Рынок рекрутмента активно осваивает новый инструмент поиска специалистов – социальные сети. Строительные компании пока относятся к нему с осторожностью.

За последние 5 лет социальные сети стали рядовым местом встречи и общения для людей практически всех возрастов и профессий. По данным счетчика LiveInternet, еженедельная аудитория сети «Вконтакте» превышает 38 млн, а «Одноклассников» – 32 млн посетителей. Наращивают свои доли Facebook, Twitter, LenkedIn. По данным ComScore на апрель 2012 года, соцсетями пользуются 99,7% суточной аудитории Рунета. Неудивительно, что практически все рекрутинговые агентства воспринимают социальные сети как глобальную базу данных и используют их как инструмент для поиска персонала.
«Интерес к поиску персонала через социальные сети за последние 1-3 года значительно возрос, – сознается руководитель направления «HR-консалтинг» ГК «Институт Тренинга – АРБ Про» Евгений Доценко. – Это вовсе не означает, что этот канал поиска становится ведущим, но значимость его возросла на порядок. Поиск персонала в социальных сетях может быть в разы более эффективен, чем привлечение традиционными методами».
В первую очередь новой возможностью поиска заинтересовались профессиональные рекрутеры. «Мы используем социальные сети как дополнительный инструмент в ситуации точечного поиска персонала по определенным заданным критериям, – говорит генеральный директор рекрутинговой компании «Персона-Мобиле» Анжела Рылова. – Но на рынке появились компании, осуществляющие поиск персонала исключительно по социальным сетям».
Специалисты отделов по работе с персоналом также считают поиск кандидатов через социальные сети эффективной практикой – 73% эйчаров согласны с этим, говорится в опросе исследовательского центра холдинга «Империя кадров», проведенного в июле этого года. Из организаций, не специализирующихся на рекрутинге, готовы делать ставку именно на этот инструмент в первую очередь компании из сфер IT и профессионального сервиса: консалтинга, аудита, юридических услуг. Например, аудиторско-консалтинговая  группа Accenture по состоянию на середину 2011 года набирала через социальные сети, прежде всего LinkedIn, более 80% сотрудников по всему миру, приводит пример господин Доценко.
Среди преимуществ социальных сетей респонденты «Империи кадров» называют большой охват аудитории, информативность, наличие личной информации о кандидате и возможность найти профессионалов. При этом наиболее эффективной сетью для поиска кандидатов, судя по опросу, является сеть LinkedIn (41%), следующее место занимает «Вконтакте» (22%) и третье – Facebook (17%).
«В социальной сети «Вконтакте», как правило, представлена молодежная аудитория. Здесь можно найти молодых специалистов от 20 до 30 лет, секретарей, делопроизводителей, менеджеров по продажам, – отмечает директор по персоналу холдинга RBI Юлия Маевская. – Менеджеров среднего звена, PR-специалистов, руководителей отделов с несколькими высшими образованиями, знанием языков (так называемые белые воротнички), в возрасте от 30 до 40 лет лучше искать через Facebook. В «Одноклассниках» превалирует более консервативная публика 40-50 лет. Тогда как для поиска топ-менежеров высшего звена и рабочих соцсети неэффективны».
«В социальных сетях эффективнее «ловить» IT-специалистов, менеджеров по PR и маркетингу, персонал на административные позиции – преимущественно это кандидаты молодого возраста, – считает управляющий директор AVRIO Group Consulting Светлана Катаева. – Если же говорить о топ-менеджерах, особенно со знанием английского языка, то наиболее эффективный ресурс – профессиональная сеть LinkedIn».
Однако несмотря на всю популярность, в практику поиска специалистов строительными компаниями социальные сети проникают медленно. «Мы не используем социальные сети при поиске персонала», – сообщают в группе компаний «Ханса». «Что касается нашей компании, то весь персонал мы подбираем на открытом рынке, прибегая к помощи рекрутинговых агентств, – говорит Юлия Маевская. – Опыт общения с будущими сотрудниками через соцсети у нас был, но это единичные случаи».
Причиной тому специфика бизнеса, говорят эксперты, – рабочие и инженеры со значительным опытом, а именно они чаще всего требуются в строительных организациях, редко являются активными пользователями соцсетей. С другой стороны, поиск в социальных сетях очень трудозатратен и малопредсказуем. «Вы можете потратить много времени и не найти подходящих кандидатов или найдете, но они не будут заинтересованы в рассмотрении предложений», – объясняет Светлана Катаева. И в-третьих, эффективному поиску в социальных сетях эйчаров нужно обучать, а поручать его молодым специалистам, считают эксперты.
рубрика: Управление и рынок труда
автор: Антонина Асанова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.