Законы притяжения ГЧП
На федеральном и на уровне субъекта РФ – Санкт-Петербурга создано законодательство, позволяющее уже сегодня реализовывать проекты государственно-частного партнерства в сфере транспортной инфраструктуры.
На федеральном уровне вопросы заключения и исполнения ГЧП соглашений регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».
Также Санкт-Петербург первым из российских регионов создал свою законодательную базу в сфере государственно-частного партнерства, приняв закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 25.12.2006 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», а также целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на реализацию указанного закона. Виктор Афонин перечисляет данные нормативно-правовые акты: «Поправки к закону Санкт-Петербурга № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» с учетом накопленного опыта по реализуемым проектам; постановление правительства № 346 от 31.03.2009 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге»; постановление правительства № 347 от 31.03.2009 «О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» и последующие изменения к ним в связи с реализуемыми ГЧП проектами».
Недавно был решен вопрос с платными автодорогами. И отечественная, и международная практика показывают, что создание платных автомобильных дорог не всегда целесообразно по объективным причинам. «До недавнего времени возможность создания в России бесплатных автомобильных дорог в рамках ГЧП представлялась маловероятной в соответствии с ч. 13 ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях». Но в настоящее время приняты поправки, которые позволяют реализовывать проекты создания и эксплуатации бесплатных автодорог, то есть автомобильных дорог, на которых не производится сбор платы с пользователей», – комментирует Анастасия Русинова, старший юрист ООО «ЮФ «Лигал Студио».
Также усовершенствовано законодательство в сфере долгосрочного государственного контракта. «В настоящее время, несмотря на положения постановления правительства Санкт-Петербурга № 1055 от 01.08.2011, на уровне субъекта РФ возможно заключение долгосрочного государственного контракта, но лишь при условии отсутствия объединения работ по проектированию и иных работ в единый взаимообусловленный комплекс, с ограниченными для внепрограммных контрактов возможностями в отношении суммы и/или срока отсрочки (рассрочки) платежа подрядчику в связи с бюджетными ограничениями», – рассказал Валентин Рыбаков.
Но есть еще ряд нерешенных юридических вопросов. «В настоящее время организации, реализующие проекты, в том числе в рамках государственно-частного партнерства в сфере развития аэропортов и морских (речных) портов, могут рассчитывать на льготу, указанную в п. 6 ст. 376 НК РФ (налоговая база по налогу на имущество организаций может уменьшаться на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию или модернизацию). В то же время действующий в Санкт-Петербурге закон «О налоге на имущество организаций» в ч. 1 ст. 4-1 п. 18 устанавливает льготу по налогу на имущество в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования), а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Данная льгота могла бы повысить привлекательность проектов ГЧП в дорожной сфере в глазах потенциальных инвесторов. Проблема заключается в том, что перечень объектов, подпадающих под действие данной льготы, должен быть установлен постановлением правительства Санкт-Петербурга», – поделилась Анастасия Русинова. Также в процессе реализации проектов ГЧП в транспортной сфере на территории Санкт-Петербурга была выявлена необходимость дальнейшего развития практики кадастрового учета автомобильных дорог и трамвайных путей как самостоятельных объектов недвижимости.
На федеральном уровне вопросы заключения и исполнения ГЧП соглашений регулируются Федеральным законом № 115-ФЗ от 21.07.2005 «О концессионных соглашениях».
Также Санкт-Петербург первым из российских регионов создал свою законодательную базу в сфере государственно-частного партнерства, приняв закон Санкт-Петербурга № 627-100 от 25.12.2006 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах», а также целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на реализацию указанного закона. Виктор Афонин перечисляет данные нормативно-правовые акты: «Поправки к закону Санкт-Петербурга № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» с учетом накопленного опыта по реализуемым проектам; постановление правительства № 346 от 31.03.2009 «О мерах по развитию государственно-частных партнерств в Санкт-Петербурге»; постановление правительства № 347 от 31.03.2009 «О мерах по реализации закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» и последующие изменения к ним в связи с реализуемыми ГЧП проектами».
Недавно был решен вопрос с платными автодорогами. И отечественная, и международная практика показывают, что создание платных автомобильных дорог не всегда целесообразно по объективным причинам. «До недавнего времени возможность создания в России бесплатных автомобильных дорог в рамках ГЧП представлялась маловероятной в соответствии с ч. 13 ст. 3 Федерального закона «О концессионных соглашениях». Но в настоящее время приняты поправки, которые позволяют реализовывать проекты создания и эксплуатации бесплатных автодорог, то есть автомобильных дорог, на которых не производится сбор платы с пользователей», – комментирует Анастасия Русинова, старший юрист ООО «ЮФ «Лигал Студио».
Также усовершенствовано законодательство в сфере долгосрочного государственного контракта. «В настоящее время, несмотря на положения постановления правительства Санкт-Петербурга № 1055 от 01.08.2011, на уровне субъекта РФ возможно заключение долгосрочного государственного контракта, но лишь при условии отсутствия объединения работ по проектированию и иных работ в единый взаимообусловленный комплекс, с ограниченными для внепрограммных контрактов возможностями в отношении суммы и/или срока отсрочки (рассрочки) платежа подрядчику в связи с бюджетными ограничениями», – рассказал Валентин Рыбаков.
Но есть еще ряд нерешенных юридических вопросов. «В настоящее время организации, реализующие проекты, в том числе в рамках государственно-частного партнерства в сфере развития аэропортов и морских (речных) портов, могут рассчитывать на льготу, указанную в п. 6 ст. 376 НК РФ (налоговая база по налогу на имущество организаций может уменьшаться на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию или модернизацию). В то же время действующий в Санкт-Петербурге закон «О налоге на имущество организаций» в ч. 1 ст. 4-1 п. 18 устанавливает льготу по налогу на имущество в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением федеральных автомобильных дорог общего пользования), а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Данная льгота могла бы повысить привлекательность проектов ГЧП в дорожной сфере в глазах потенциальных инвесторов. Проблема заключается в том, что перечень объектов, подпадающих под действие данной льготы, должен быть установлен постановлением правительства Санкт-Петербурга», – поделилась Анастасия Русинова. Также в процессе реализации проектов ГЧП в транспортной сфере на территории Санкт-Петербурга была выявлена необходимость дальнейшего развития практики кадастрового учета автомобильных дорог и трамвайных путей как самостоятельных объектов недвижимости.
рубрика:
Дорожное строительство
автор:
Светлана Семенович