Петербургские разрушители идут в регионы

В регионах Северо-Запада растет спрос на демонтаж ветхого жилья и качественный редевелопмент промышленных территорий. В то же время отсутствие серьезной конкуренции со стороны местных компаний открывает дорогу для специалистов из Петербурга.

По словам управляющего директора группы компаний «КрашМаш» Александра Васильева, на сегодняшний день работа с регионами – одно из приоритетных направлений развития компании. В отличие от Санкт-Петербурга, где конкуренция очень высокая, а стоимость работ ниже, региональный рынок демонтажа только зарождается. Местных игроков в регионах практически нет. Так, за первое полугодие 2012 года ГК «КрашМаш» демонтировала 570 тыс. кубометров в твердом теле, из которых 270 тыс. куб. м пришлось на регионы, 300 тыс. куб. м – на Петербург. Таким образом, рабочий объем демонтажа компании поделился примерно поровну. По словам Александра Васильева, компания будет наращивать именно региональный вектор. К концу года «КрашМаш» будет выполнять порядка 70% работ в регионах, и лишь 30% будут проходить в Петербурге.

Промышленность греет рынок


По оценкам Сергея Ефремова, коммерческого директора ГК «Размах», объем рынка демонтажа Северо-Западного федерального округа можно в более чем 3 млн куб. м в год. Среди основных тенденций регионального рынка господин Ефремов выделяет неослабевающую актуальность редевелопмента промышленных площадок как в городах, так и в областных центрах. Кроме того, вслед за Москвой и Петербургом запускаются программы сноса ветхого и аварийного фонда и комплексной застройке в Мурманской, Архангельской, Вологодской и других областях Северо-Запада. Что касается состава участников рынка, Сергей Ефремов упоминает обилие мелких игроков без необходимого опыта и компетенций, но с большим желанием заработать любой ценой. «В других регионах рынок не достиг такого уровня профессионализма, как в Санкт-Петербурге и Москве, но очень активно развивается и в качественном, и в количественном направлениях», – полагает эксперт.
Наиболее перспективным после Петербурга и Ленинградской области регионом эксперты единодушно называют Мурманскую область. Здесь петербургские демонтажники уже реализовали несколько крупных проектов, в частности группа «КрашМаш» в апреле 2012 года завершила работы по подготовке территории для строительства торгового комплекса «Северная Нагорная», объект находился в центральной части Мурманска по адресу: Кольский пр., 156. Заказчиком выступило ЗАО «Кипрей». На объекте было демонтировано 7,3 тыс. куб. м в твердом теле. Второй объект компании находился по адресу: Мурманская область, Мончегорск – 7 (ОАО «Кольская ГМК»), где согласно плану проходит комплексная реконструкция производства. Объем демонтажа составил 14 тыс. куб. м в твердом теле. По данным Александра Васильева, местных конкурентов на рынке Мурманской области практически нет. На рынке присутствуют 2-3 строительные компании, связанные с администрацией города, которые попутно занимаются демонтажными работами. При этом, по словам эксперта, стоимость их работ в 2-2,5 раза выше расценок иногородних компаний. С другой стороны, есть небольшие компании, у которых цель взять хоть какой-нибудь подряд. При этом у них нет ни квалифицированных сотрудников, ни опыта работы, ни необходимой разрешительной документации. Как правило, стоимость работ изначально ими заявляется высокой, но при торге цена падает практически до уровня себестоимости. В то же время компания столкнулась с административным фактором. «Причем в отличие от Петербурга, где это тоже имеет место быть, но все завуалировано и люди действуют через посредников, в Мурманске действуют напрямую», – констатирует господин Васильев.
Еще один крупный проект в Мурманской области реализует ГК «Размах» – в августе 2012 года начался комплексный демонтаж зданий вышедшей из эксплуатации апатит-нефелиновой обогатительной фабрики № 1 (АНОФ-1) в г. Кировске Мурманской области. Заказчиком выступило ОАО «Апатит» (входит в группу «ФосАгро»). Объем демонтажа составит порядка 1 млн кубометров в твердом теле. На сегодняшний день снесены практически все наземные объекты. Окончательный срок работ – I квартал 2013 года. В целом Мурманскую область эксперты оценивают как среднеперспективную. Здесь много крупных промышленных предприятий, которым требуется модернизация, развивается порт. Вместе с тем есть и минусы: из-за горных перевалов сложно доставлять технику, в зимних условиях проехать практически невозможно. Осложняется работа и из-за сложных климатических условий.

Новые направления


В дальнейшем «КрашМаш» планирует сконцентрировать мощности в Архангельской и Новгородской областях. По сравнению с Мурманской областью Поморье является более перспективным регионом, здесь, во-первых, менее сложные климатические условия, во-вторых, более развитая дорожная инфраструктура. В Архангельске, по словам Александра Васильева, также есть небольшие местные игроки. Например, здесь работает компания «Креатор» – ее основали выходцы из петербургского «Терминатора». Они долго работали на ОАО «Архангельский ЦБК». Рынок небольшой, распределяется он хаотично, у него нет единой структуры. «Мы в ближайшее время ожидаем здесь появление новых проектов, которые, в отличие от Мурманска, еще не распределены между игроками рынка, и борьба за них еще только впереди. Среди наиболее потенциально интересных нам объектов мы можем выделить центр судоремонта «Звездочка», ОАО «Архангельский ЦБК» и ОАО «Соломбальский ЦБК», – делится планами руководитель «КрашМаша». Большое количество потенциальных объектов демонтажа компания обнаружила в Новгородской области. Они не столь велики по площади, но их число в несколько раз больше.
Вячеслав Рот, генеральный директор ООО «Строительная фирма «Ирон», отмечает, что компания готова приобрести строительную технику в регионах, если будет хороший контракт. Наиболее перспективными для работы ему кажутся все промышленные регионы страны, где планируется модернизация производств.
В свою очередь, ГК «Размах» и ОАО «ФосАгро-Череповец» в июне заключили контракт, согласно которому специалисты петербургской компании разработали проект по демонтажу выведенных из эксплуатации сооружений АЗС, являющихся частью действующего производственного комплекса ОАО «ФосАгро-Череповец» в Вологодской области. «В данном случае мы готовим проект ликвидации объекта, то есть разрабатываем конструкторские решения и прописываем мероприятия по снижению степени возможных рисков и последствий. Мы не исключаем возможности выйти на этот объект и в качестве реализаторов», – сообщил Сергей Ефремов. Кроме того, продолжая сотрудничество с «ФосАгро», компания собирается войти в проект модернизации мощностей завода «Метахим» в Волхове.
По мнению экспертов, наиболее тяжело складывается ситуация на рынках Псковской и Калининградской областей. Если в первой попросту мало интересных объектов, то в Калининградской области тяжело конкурировать с работающими местными демонтажными компаниями, в числе которых можно назвать ООО «АЛКОМАР», ООО «Ирис-Строй», ООО «А-Стройсервис» и др. Кроме того, из-за удаленности региона от границ России, а также таможенных вопросов доставка техники на место выходит очень дорого.
рубрика: Демонтаж
автор: Михаил Немировский
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.