Елена Лашкова: «Мы способны выполнять все виды работ, связанные с подземным строительством»

Группа компаний «ГЕОИЗОЛ» сегодня является одним из лидеров строительной отрасли России, осуществляющим комплексные услуги в сфере проектирования, реставрации и строительства подземных сооружений. Развиваясь как высокопрофессиональная и мобильная, компания продолжает открывать новые направления деятельности. О планах по реализации продукции нового завода компании и перспективах освоения подземного пространства Санкт-Петербурга «Строительному Еженедельнику» рассказала генеральный директор Группы компаний «ГЕОИЗОЛ» Елена Лашкова.

– Какие крупнейшие проекты, над которыми работала компания в 2012 году, вы можете выделить?
– Группа компаний «ГЕОИЗОЛ» ведет, как правило, 45-50 строительных проектов одновременно. Среди них есть как небольшие работы, например гидроизоляционные, длительностью 1-2 месяца, так и крупные, «долгоиграющие» стройки. Так, в этом году мы завершили устройство нескольких подземных сооружений в исторической части города, в сложнейших гидрогеологических условиях. Это устрой­ство подземной части офисного здания на наб. реки Мойки, 74, где заказчиком выступала компания «Адамант-строй». Работа на этом объекте была непростая со всех точек зрения, возьмем хотя бы отличный обзор из окон Комитета по строительству, так что контроль со стороны города был обеспечен в прямом и переносном смыслах. Другие интересные проекты – устройство подземного паркинга при строитель­стве комплекса жилого и офисного зданий в Зоологическом пер., 2-4, устройство подземной части здания гостиничного комплекса на Конногвардейском бульваре, 5.
Не стану перечислять многочисленные адреса, по которым выполнены свайные поля. Назову лишь ключевых наших заказчиков: Строительная корпорация «Возрождение Санкт-Петербурга», входящая в Группу ЛСР, холдинговая компания «Адамант», «Л1 строи­тельная компания № 1», «Главстрой-СПб», Setl City, группа компаний «Интарсия».
В этом году мы завершили уникальные работы по усилению фундаментов и рекон­струкции подземной части здания арки Главного штаба на Дворцовой площади, здания Конюшенного корпуса, входящего в комплекс дворцово-паркового ансамбля «Михайловская дача» вблизи Петродворца.
Вообще объекты реставрации для компании «ГЕОИЗОЛ» являются знаковыми. Этот год подарил нам возможность продемонстрировать мастерство в Государственном музее-заповеднике «Царское село»: мы работали на Камероновой галерее, в Александровском дворце, террасе Руска, Висячих садах. Я благодарю судьбу за то, что мы могли приобщиться к ценностям мирового масштаба. Не могу не сказать теплых слов в адрес сотрудников музея-заповедника «Царское село», которых отличают высокий профессионализм и преданность делу.
Сейчас мы выполняем работы по усилению фундаментов Путевого дворца в Твери, проводим комплекс противоаварийных работ здания церкви Тихвинской иконы Божией Матери в селе Путилово Ленинградской области. Для нас это прежде всего репутационные объекты, такую работу доверяют профессионалам высшей категории. Лично для меня реставрация – это и признание высокой квалификации специалистов компании, и некая отдушина, своего рода путешествие в мир прекрасного.
В сфере дорожно-мостового строительства в этом году у нас тысячи кубометров уложенного бетона на развязках и съездах Западного скоростного диаметра, работы по устройству свай транспортной развязки на Пироговской наб. на съезде с Сампсониевского моста, укрепление Синопской наб. В Москве участвуем в строительстве транспортной развязки в районе общественно-делового центра «Москва-Сити» и Алабяно-Балтийского тоннеля.
Из крупных гидротехнических проектов хочется отметить устройство защитной шпунтовой стены в скальных породах на Зейской ГЭС. Там работы велись с буровой морской платформы. На Вилюйской ГЭС мы проводили подводное бетонирование зоны размыва водосборной части. Погружали буровой станок под воду и управляли им дистанционно, то есть без использования водолазных работ.
Ну и, конечно, олимпийские объекты. В рамках подготовки к зимней Олимпиаде в Сочи в 2014 году мы участвуем в строи­тельстве объектов олимпийской инфраструктуры в Красной Поляне.

 – Какой вообще тип объектов вам сегодня наиболее интересен?
– Интересны все специальные геотехнические работы: устройство свай, ограждаю­щих конструкций, анкерных систем, применение современной технологии струйной цементации jet-grouting, инъекционные, гидроизоляционные, гидротехниче­ские работы, по сути, в настоящее время мы способны выполнять все виды работ, связанные с подземным строительством. Более того, в этом году мы «вышли из подземелья» – освоили методы промышленного альпинизма при устройстве анкерных свай и микросвай на горных склонах Красной Поляны в районе г. Сочи. Хотя по-прежнему наш конек – это подземное строительство. Конечно, сегодня интересны генподрядные работы – организационно, структурно компания к этому готова.

– К слову, о подземном строительстве. Можно ли сказать, что в городе сложился устойчивый интерес со стороны бизнеса и власти к освоению подземных пространств?
– Я надеюсь, рано или поздно общественность поймет роль подземного строительства для жизни мегаполиса. Скажу больше, у города нет другого выхода, кроме как осваи­вать подземное пространство. Не строить же и дальше все время наземные гаражи – на это элементарно жалко земли, которая, по моим ощущениям, скоро будет на вес золота. Все города мира развиваются именно вглубь, под землю, и я не думаю, что Петербург пойдет каким-то своим путем. Будут строить под землей не только паркинги, но и дороги, развязки, торговые комплексы. Все, что не служит жилой функции, можно и нужно убирать под землю. У нас красивый город, и портить его перспективы коробками парковок или технических сооружений я считаю неразумным. При этом к тому времени, когда подземное строительство станет актуальным для любого застройщика, я планирую, образно говоря, иметь на руках полный комплект необходимого оборудования для решения задач любой сложности и предлагать заказчикам минимальную цену.
 
– Какие работы компания выполняет в Сочи? Как работается на «режимном» объекте?

– В Сочи мы традиционно представлены в трех ипостасях: как проектировщик, подрядчик и поставщик грунтовых анкеров. В этом качестве по заказам ГК «Росинжиниринг» мы участвуем в создании инженерной защиты комплекса биатлонно-лыжного стадиона, горно-туристического центра Газпрома, горноклиматического курорта «Альпика-сервис», а также в строительстве продолжения дороги федерального значения, ведущей к стадиону. Речь прежде всего идет о работах по устройству подпорных свайных и монолитных стен, их анкерного крепления, устройству нагельных полей.
Могу сказать, что со столь масштабными проектами мы в своей практике еще не встречались. В колоссальном объеме работы ведутся в условиях высокогорья, зачастую при отсутствии нормальных дорог. Практически половина дней в году идет дождь или снег. Часто работа прерывается для проведения тестовых соревнований по различным видам спорта. При этом установленные заказчиком сроки крайне сжатые.
Определенные сложности связаны с удаленностью объектов в Сочи от нашей штаб-квартиры. Если в Петербурге можно осуществлять оперативное руководство, подстраховывать квалифицированным персоналом какие-то кадровые потери, то степень личной ответственности специалистов, работающих в обособленном подразделении «ГЕОИЗОЛ» в Сочи, значительно выше, и с точки зрения выбора технических решений, и в плане организационных моментов, дисциплины труда – это все, конечно, очень непросто.
Но таким образом мы приобретаем бесценный опыт, который отсутствует у большин­ства наших конкурентов. Крепление склонов требует выполнения работ с использованием методов промышленного альпинизма. Углы наклонов откосов, на которых установлены буровые станки, временами достигают 60 градусов. При этом готового оборудования для работ в таких условиях просто нет, в России ничего подобного не выпускается, и мы вынуждены ехать в Германию или в Швейцарию, дорабатывать там оборудование, обучать альпинистов работе с ним, и все это в очень сжатые сроки.
С другой стороны, это работа «для головы», тот драйв и кураж, та встряска, которые нужны любой компании, ставящей перед собой большие цели.
 
– Есть ли планы по выходу на зарубежный рынок?

– Как подрядчик мы не будем выходить на международный рынок. На рынке Европы сегодня хватает местных игроков, сидящих без дела. Напротив, сейчас иностранные компании приходят в Россию, создают конкуренцию нам. Причем как экстремально дорогие немецкие компании, так и турецкие и китайские компании с очень умеренными ценами.
С другой стороны, не так давно мы запустили свой собственный завод, на котором выпускаем специальные анкеры. Мы вложили в это дело очень большие деньги, разработали, изготовили и ввели в эксплуатацию уникальный прокатный стан. И именно с продукцией завода планируем выйти на иностранный рынок. Сейчас уже есть предварительные договоренности, наши анкерные системы проходят сертификацию на Западе.
Кроме того, в цехах «Пушкинского машиностроительного завода» (предприятие, входящее в Группу компаний «ГЕОИЗОЛ») под брендом крупной немецкой фирмы также изготавливаются автобетоносмесительные установки и производится их монтаж на шасси. В рамках этого сотрудничества наша продукция уже сегодня расходится по всему миру.
 
– Почему решили взяться за создание собственного производства? Видите ли спрос в данном сегменте рынка?

– Понимаете, вложение денег в производство, причем производство не пряников или зонтиков, а в машиностроение, особенно если это создание какой-то уникальной продукции, – всегда немного авантюра. Но еще большее безумство – покупать изделия из металлопроката за границей. Сырье закупают в России по низким ценам, а затем уже за немалые деньги мы покупаем продукцию в Европе. Компания «ГЕОИЗОЛ» сама является основным по­требителем анкерных систем (собственно говоря, мы и создали этот рынок, продвигая материалы немецкой компании Friedr. Ishebeck GMBH). Но время диктует не только законы, но и устанавливает цены. Сегодня необходимо уменьшение стоимости продукции, поэтому мы и организовали собственное производство. Спрос на наши системы есть, но предстоит последовательная работа с проектировщиками, заказчиками и... вчерашними нашими конкурентами. Сегодня это наши покупатели, и мы заинтересованы в их успехе. Конкуренции непосредственно в сфере строительно-монтажных работ мы не очень боимся. Сегодня работы хватит на всех. А завтра? Мы ведь не стоим на месте. Будет что-то новое. Кроме того, мы стремимся всегда быть на полшага впереди.

– Есть ли планы по работе в регионах?

– Другого выхода, кроме как активно идти в регионы, просто нет. Предложение на питерском рынке растет гораздо быстрее спроса. Как бы грамотно мы ни строили свой бизнес, в рамках одного региона существует предел роста.
Приоритетов регионам не отдаем. Работаем везде: в условиях Крайнего Севера, на Камчатке, в Сибири, в Сочи, в республиках Средней Азии. Главное – масштаб проекта. Ну и, конечно, хочется интересных задач.
 
– Когда мы встречались в прошлый раз, вы говорили о планах по введению системы мониторинга зданий, что особенно важно при работах в историческом центре. Как с этим обстоит дело сегодня?

– У себя службу мониторинга мы развили в полной мере. Мы закупили современное оборудование, у нас есть грамотные специа­листы. И мы не единственные, кто предлагает девелоперам такую услугу. Мониторинг сегодня востребован, он, как правило, заказывается застройщиком на период строительства, и включает как мониторинг соб­ственно площадки, так и анализ состояния соседних зданий. К сожалению, сказать, что есть предпосылки для проведения мониторинга исторической застройки на общегородском уровне, нельзя. Должна быть серьезная бюджетная программа по контролю состояния исторических зданий, контролю фундаментов отдельных зданий или состоянию целых жилых массивов, но пока ее нет. В то же время нашему городу более 300 лет, и нужно отслеживать множество моментов: состояние кирпичной кладки, кон­струкций зданий, наличие подземных вод. Я надеюсь, что подобная программа, хотя бы в рамках КГИОП, будет инициирована.
 
– Каковы планы компании на бу­дущее?

– Сегодня «ГЕОИЗОЛ» – это группа компаний. Это строительство, логистика, поставки материалов, собственное металлопроизводство, проектирование, обследование сооружений. При этом мы достаточно мобильны. Работаем на серьезных объектах практически во всех регионах нашей страны. Подробно планы не раскрываю никогда – из суеверных соображений, лучше потом рассказать о свершениях.
рубрика: Личное дело
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.