Светодиоды споткнулись о недоверие строителей

Российский рынок светодиодных светильников растет небывалыми темпами. Технологии совершенствуются, а их стоимость снижается. Однако строительный бизнес пока не готов рисковать и внедрять инновации – с эксплуатацией новинок не все гладко.

В середине октября компания «Оптоган» запустила производство светодиодного модуля Optogan Х10, вложив в его разработку около 10 млн USD плюс десятки миллионов рублей в новое оборудование. Плоский модуль на керамической подложке площадью 5х10 см способен обеспечить световой поток в 80 тыс. Лм при потребляемой мощности 720 Вт и легко разделяется на менее мощные сегменты. Ожидается, что к концу года объемы производства инновационных модулей достигнут 40 тыс., а в следующем году – 200 тыс. штук в месяц, рассказал исполнительный вице-президент компании «Оптоган» Владислав Бугров. При этом второе поколение разработанного модуля, включающего встроенные элементы управляющей электроники, выйдет в производство уже в сентябре-октябре 2013 года. Настолько плотная интеграция всех элементов позволит значительно снизить стоимость светодиодных светильников, уверены в «Оптогане».
Эта разработка хорошо иллюстрирует общемировые тенденции, считают эксперты, – стремительное развитие технологий позволяет постоянно повышать энергоэффективность, срок службы и другие технические характеристики светодиодов, год от года снижая их стоимость.
«Современный светодиод имеет эффективность 130 Лм/Вт и выше, и в изделиях ведущих производителей этот показатель увеличивается на 15-20% каждый год. Тогда как стоимость светодиодов так же быстро снижается на 25-30% ежегодно», – говорит региональный менеджер Osram Opto Semiconductors Василий Басов.

Растут как на дрожжах


Бурное развитие светодиодного освещения, естественно, приводит к росту рынков. По информации Strategies Unlimited, с 2010 по 2011 год мировой рынок сверхъярких светодиодов вырос на 9,8% – с 11,3 до 12,5 млрд USD. При этом 68% рынка принадлежит 10 производителям, список которых возглавляют Nichia, Samsung LED, Osram Opto Semiconductors, LG Innotek и Seoul Semiconductor. При этом рост российского рынка светодиодного освещения значительно обгоняет расширение мирового.
За 2011 год объем продаж светодиодов в России вырос более чем на 50%, подсчитали в Агентстве промышленной информации. В дальнейшем, утверждают в АПИ, рост российского рынка составит 28-48% в год, достигнув 1 млрд USD к 2015 году. Уже через три года на светодиоды перейдет 13% российского рынка, считают эксперты.
«Российский рынок светодиодных светильников растет на 30-40% в год и сейчас, по нашим оценкам, составляет до 100 млн USD, или порядка 8-10% всего рынка освещения, – оценивает Василий Басов. – В настоящее время светодиоды широко используются в архитектурной и декоративной подсветке, освещении офисов и мест общего пользования, уличном и дорожном освещении».
Среди российских производителей – лидеров отрасли – пе­­­­тербургские компании «Оптоган» и «Светлана-Оптоэлектроника», орлов­ские «Протон» и «Оптрон», новгородская «Планета-СИД».
«В прошлом году наша доля рынка составила 7%, мы занимали 3-4 место по обороту среди российских компаний, – рассказал Владислав Бугров. – Но по этому году, я думаю, петербургские компании станут крупнейшими, заняв, с учетом роста рынка, 10-15-процентную его долю. Но основная конкурентная борьба разворачивается не среди российских производителей, а с валом продукции из Юго-Восточной Азии».

Традиции мешают


С увеличением мощности светодиодные лампы все активнее начинают применяться в индустриальном секторе и строительстве, говорят участники рынка, однако отказ от традиций идет медленно.
«Светодиоды идеально подходят для использования в строительстве благодаря компактности и простоте конструкции светильников, низкому энергопотреблению, возможности создания светильников, работающих на пониженном напряжении», – говорит Василий Басов.
Однако петербургские застройщики с внедрением светодиодов не спешат – большинство компаний отказались от комментариев, уточнив, что не используют такое оборудование в строительстве. Этот подход легко объяснить, считают в ГК «РосСтройИнвест». Компания применяет светодиодные сигнальные светильники для обозначения высотных объектов на крыше ЖК «Князь Александр Невский».
«Преимущества светодиодов известны – это экономия электроэнергии и обещанный более долгий срок службы по сравнению с обычными лампами накаливания, – прокомментировали в службе заказчика «РосСтройИнвеста». – Однако в российских условиях с неустойчивым напряжением в электросети и постоянными перепадами светодиоды часто перегорают. Наряду с высокой стоимостью – светодиод­ный светильник дороже обычного в среднем в 10 раз – их использование не всегда может быть оправдано».

Надежда на банки


Гораздо популярнее использование светодиодных светильников для внутреннего освещения коммерческих объектов и архитектурной подсветки.
«Пока у нас нет установленных светодиодных светильников, но в программе следующего года – переход на новое оборудование», – говорит генеральный директор службы эксплуатации «АйБиГрупп» Сергей Попов.
«Светодиодное освещение российского производства есть на двух вокзальных комплексах, находящихся под нашим управлением», – рассказал директор департамента эксплуатации NAI Becar Санкт-Петербург Валентин Каверин. По его словам, установка 115 внутренних и наружных светодиод­ных светильников позволяет экономить 30-34% электроэнергии. В совокупности с небольшими затратами на обслуживание оборудование должно окупиться в течение двух лет, тогда как гарантийный срок на оборудование составляет 20 лет.
Впрочем, осознавая преимущества нового источника света, компании – производители светодиодов намерены активно бороться с недоверием и традиционализмом бизнеса.
«Мы уже год работаем с банками в надежде создать финансовый инструмент, который могли бы предложить потребителям, – говорит Владислав Бугров. – В Европе есть специальные кредиты на замену систем освещения, сумма выплат по которым не превышает стоимости сэкономленной электроэнергии. Таким образом, предприятие, по сути, ничем не рискует».
Возможно, развитие такого инструмента сможет подтолкнуть строительный рынок к внедрению энергоэффективных решений. Хотя светодиоды — не единственная инновационная технология на рынке освещения, отмечают эксперты.
рубрика: Энергетика и инженерная инфраструктура
автор: Антонина Асанова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.