«Лахта-центр» поведет за собой район
К осени 2012 года прошли все согласования на одном из крупнейших инвестиционных проектов Петербурга – строительстве «Лахта-центра» в Приморском районе города. По мнению экспертов, ввод объекта в эксплуатацию даст мощный толчок к развитию близлежащих территорий.
По словам председателя правления ОАО «Ганзакомбанк» Валерия Субханкулова, приход Газпрома в Лахту с проектом такого масштаба – выгодное приобретение для всего района. С вводом новой доминанты на северо-западе города для властей Петербурга решается большой комплекс задач. В частности, будет снят ряд экономических проблем – покрытие дефицита бюджета и формирование бюджетного развития. «Реализация проекта создаст инвестиционную привлекательность для всего города, это дополнительный поток инвестиций. С другой стороны, город получает крупнейшего налогоплательщика в стране. Отсюда и все очевидные экономические плюсы. Кроме того, это даст импульс инвестиционной активности уже в конкретно взятой части города», – отметил Валерий Субханкулов.
Генеральный директор A Plus Development Петр Гавырин полагает, что проект станет крупным инвестиционным магнитом как для района, так и для всего города, что позволит изменить экономическую географию Санкт-Петербурга. С учетом заказчика по этому проекту, можно предполагать, что все инфраструктурные вопросы будут легко решены. «Это позволит развиваться и инфраструктуре самого района. Кроме того, Приморский район сможет восполнить недостаток инвестиционной активности, ликвидировать отставание деловой составляющей. Строительство этой доминанты позволит развиваться и другим, кроме социальной, функциям в районе, в том числе культурным и коммерческим», – полагает эксперт.
Выгодные условия для развития бизнеса на территории будущего проекта отмечает генеральный директор компании London Real Invest Зося Захарова. По ее словам, реализуя проект, застройщик сможет создать все необходимые для проекта такого уровня условия: достаточное количество парковочных мест, развитую инфраструктуру, включающую спортивные объекты, кафе и рестораны, конференц-залы и проч. Панорамные окна, высокие потолки не могут не привлекать арендаторов. «Думаю, что и арендные ставки здесь будут, соответственно, достаточно высокими. Здесь будут арендовать помещения представительства международных, федеральных компаний, достаточно крупные бренды», – считает госпожа Захарова. Приморский район, по ее мнению, достаточно молод и развивается очень активно, здесь строится много новых объектов. Появление в районе такого знакового проекта послужит дополнительным толчком для развития данной локации как бизнес-зоны.
Полицентричные перспективы
Основная тенденция развития городов будущего заключается в полицентризме, то есть одновременном развитии нескольких городских центров, считает и.о. председателя КИСП Олег Лысков. По его словам, такой вариант развития, стимулирующий формирование равноправных и уникальных городских кластеров, обеспеченных локальными местами приложения труда и комфортного проживания со всей необходимой инфраструктурой, выбрал для себя и Санкт-Петербург. Новые деловые и культурные центры создаются сейчас в зоне аэропорта Пулково, в рамках строительства города-спутника «Южный» и др. Одним из ярких примеров является и проект строительства «Лахта-центра». Подобные проекты являются будущими центрами общественной и деловой активности и способны влиять на привлекательность недвижимости на прилегающих территориях.
С ним согласен партнер Capital Legal Services Павел Карпунин: «Сейчас центр деловой активности населения географически расположен в центральных районах Санкт-Петербурга, что приводит к значительным транспортным проблемам. Периферийные районы, в свою очередь, испытывают недостаток объектов общественно-делового назначения. При таких обстоятельствах обеспечение сохранения культурной ценности исторических районов города становится все более трудоемким и затратным». По мнению эксперта, строительство «Лахта-центра» позволит решить задачу создания нового делового центра Санкт-Петербурга, а также обеспечения эффективного использования территории. Проект окажет благоприятное воздействие на развитие города только при условии инновационного подхода при планировании градостроительной среды, в рамках которого должно быть обеспечено создание как собственно делового центра, так и социально значимых объектов. Так, например, Газпромом заявлено строительство научно-образовательного комплекса, современного спортивного комплекса, галерей современного искусства и других объектов социального назначения, в связи с чем проект будет обладать высокой градостроительной ценностью. В случае успешной реализации проекта на территориях, прилегающих к «Лахта-центру», целесообразно развивать жилищное строительство. В таком случае в Приморском и Курортном районах Санкт-Петербурга будет создан многофункциональный градостроительный комплекс, который позволит по максимуму использовать внутренние возможности района для обеспечения общегородских задач.
Транспортные перипетии
Власти и бизнес сходятся во мнении, что успех проекта «Лахта-центра» зависит во многом от оперативного и грамотного решения вопросов транспортной доступности будущего делового района. По мнению Олега Лыскова, важнейшим условием эффективного развития проектов «децентрализации» Петербурга является обеспечение транспортной доступности будущих точек деловой активности. Именно от уровня развитости транспортной инфраструктуры во многом зависит инвестиционная привлекательность данной территории. В то же время, по словам чиновника, ответственного за этот вопрос, главы КРТИ Бориса Мурашова, строительство «Лахта-центра» увязано с планами по развитию существующей транспортной инфраструктуры северо-западной части города. Будет улучшено транспортное сообщение между Курортным и Приморским районами, обеспечен более комфортный выезд из города. Помимо строительства новых развязок планируется построить новые и частично расширить существующие улицы.
Оптимизм руководителя комитета не разделяет сопредседатель МОО «Город и транспорт» Владимир Федоров. По его словам, с вводом доминанты транспортная нагрузка на улично-дорожную сеть в районе существенно увеличится, потому что большинство клиентов и работников нового делового центра пользуются именно личным транспортом. По мнению господина Федорова, говоря о решении вопросов транспортной инфраструктуры на Лахте, власти должны делать ставку прежде всего на развитие общественного транспорта. О метро в данной локации говорить еще рано, оно придет сюда еще нескоро, остаются лишь трамвайные линии. По данным эксперта, ближе к стройплощадке будущего «Лахта-центра» было перенесено мощное по количеству путей трамвайное кольцо. Оно сможет обслуживать достаточно большое количество вагонов, соответственно, эта линия сможет справиться с доставкой пассажиров к ближайшим станциям метро – это «Старая Деревня» и «Черная речка». Кроме того, целесообразно было бы подумать о создании выделенной линии скоростного трамвая.
Еще один важный фактор отметила Ольга Андреева, технический директор ЗАО «Петербургские дороги»: Следует обратить внимание на тот факт, что пиковые нагрузки на Приморское шоссе утренние – из области в город. Нагрузка от «Лахта-центра» будет в обратном направлении: из города в сторону области. То есть не произойдет суммирования транспортных потоков. Кроме того, на сегодняшний день Приморское шоссе и Лахтинский проспект имеют по две полосы движения, являются магистралями общегородского значения регулируемого движения. Подобная магистраль на полосу пропускает 750 автомобилей в час. Значит, две полосы пропускают 1,5 тыс. автомобилей. К 2018 году Приморское шоссе в соответствии с Генеральным планом города – это магистраль общегородского значения непрерывного движения, где только одна полоса будет пропускать 1,5 тыс. автомобилей в час, а три полосы – 4,5 тыс. То есть до 2018 года пропускная способность Приморского шоссе возрастет ровно в 3 раза.
Социальный вектор
По словам Валерия Субханкулова, строительство центра принесет свои плоды и с точки зрения социальной составляющей, потому как стимулирование деловой активности, появление новых арендаторов офисных или коммерческих площадей повлечет за собой создание новых рабочих мест. Бизнес сможет привлекать дополнительные ресурсы, в том числе в виде человеческого капитала. Появление проекта позволит также улучшить необходимую энергетическую инфраструктуру в этой части города – на эти цели будут выделяться бюджетные и корпоративные денежные средства.
С одной стороны, проект является значимым прежде всего для жителей северной части города, считает заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Михаил Гущин. С учетом активного строительства появится возможность для жителей Приморского района работать недалеко от места проживания. С другой стороны, с точки зрения общественной зоны, «Лахта-центр» станет безусловным местом притяжения для всего города. Масштаб планируемой инфраструктуры в новом проекте Газпрома значительно больше, чем на Охте. Очень важно, по его словам, что на объекте планируется размещение ряда уникальных образовательных объектов, что можно только приветствовать.
По словам председателя правления ОАО «Ганзакомбанк» Валерия Субханкулова, приход Газпрома в Лахту с проектом такого масштаба – выгодное приобретение для всего района. С вводом новой доминанты на северо-западе города для властей Петербурга решается большой комплекс задач. В частности, будет снят ряд экономических проблем – покрытие дефицита бюджета и формирование бюджетного развития. «Реализация проекта создаст инвестиционную привлекательность для всего города, это дополнительный поток инвестиций. С другой стороны, город получает крупнейшего налогоплательщика в стране. Отсюда и все очевидные экономические плюсы. Кроме того, это даст импульс инвестиционной активности уже в конкретно взятой части города», – отметил Валерий Субханкулов.
Генеральный директор A Plus Development Петр Гавырин полагает, что проект станет крупным инвестиционным магнитом как для района, так и для всего города, что позволит изменить экономическую географию Санкт-Петербурга. С учетом заказчика по этому проекту, можно предполагать, что все инфраструктурные вопросы будут легко решены. «Это позволит развиваться и инфраструктуре самого района. Кроме того, Приморский район сможет восполнить недостаток инвестиционной активности, ликвидировать отставание деловой составляющей. Строительство этой доминанты позволит развиваться и другим, кроме социальной, функциям в районе, в том числе культурным и коммерческим», – полагает эксперт.
Выгодные условия для развития бизнеса на территории будущего проекта отмечает генеральный директор компании London Real Invest Зося Захарова. По ее словам, реализуя проект, застройщик сможет создать все необходимые для проекта такого уровня условия: достаточное количество парковочных мест, развитую инфраструктуру, включающую спортивные объекты, кафе и рестораны, конференц-залы и проч. Панорамные окна, высокие потолки не могут не привлекать арендаторов. «Думаю, что и арендные ставки здесь будут, соответственно, достаточно высокими. Здесь будут арендовать помещения представительства международных, федеральных компаний, достаточно крупные бренды», – считает госпожа Захарова. Приморский район, по ее мнению, достаточно молод и развивается очень активно, здесь строится много новых объектов. Появление в районе такого знакового проекта послужит дополнительным толчком для развития данной локации как бизнес-зоны.
Полицентричные перспективы
Основная тенденция развития городов будущего заключается в полицентризме, то есть одновременном развитии нескольких городских центров, считает и.о. председателя КИСП Олег Лысков. По его словам, такой вариант развития, стимулирующий формирование равноправных и уникальных городских кластеров, обеспеченных локальными местами приложения труда и комфортного проживания со всей необходимой инфраструктурой, выбрал для себя и Санкт-Петербург. Новые деловые и культурные центры создаются сейчас в зоне аэропорта Пулково, в рамках строительства города-спутника «Южный» и др. Одним из ярких примеров является и проект строительства «Лахта-центра». Подобные проекты являются будущими центрами общественной и деловой активности и способны влиять на привлекательность недвижимости на прилегающих территориях.
С ним согласен партнер Capital Legal Services Павел Карпунин: «Сейчас центр деловой активности населения географически расположен в центральных районах Санкт-Петербурга, что приводит к значительным транспортным проблемам. Периферийные районы, в свою очередь, испытывают недостаток объектов общественно-делового назначения. При таких обстоятельствах обеспечение сохранения культурной ценности исторических районов города становится все более трудоемким и затратным». По мнению эксперта, строительство «Лахта-центра» позволит решить задачу создания нового делового центра Санкт-Петербурга, а также обеспечения эффективного использования территории. Проект окажет благоприятное воздействие на развитие города только при условии инновационного подхода при планировании градостроительной среды, в рамках которого должно быть обеспечено создание как собственно делового центра, так и социально значимых объектов. Так, например, Газпромом заявлено строительство научно-образовательного комплекса, современного спортивного комплекса, галерей современного искусства и других объектов социального назначения, в связи с чем проект будет обладать высокой градостроительной ценностью. В случае успешной реализации проекта на территориях, прилегающих к «Лахта-центру», целесообразно развивать жилищное строительство. В таком случае в Приморском и Курортном районах Санкт-Петербурга будет создан многофункциональный градостроительный комплекс, который позволит по максимуму использовать внутренние возможности района для обеспечения общегородских задач.
Транспортные перипетии
Власти и бизнес сходятся во мнении, что успех проекта «Лахта-центра» зависит во многом от оперативного и грамотного решения вопросов транспортной доступности будущего делового района. По мнению Олега Лыскова, важнейшим условием эффективного развития проектов «децентрализации» Петербурга является обеспечение транспортной доступности будущих точек деловой активности. Именно от уровня развитости транспортной инфраструктуры во многом зависит инвестиционная привлекательность данной территории. В то же время, по словам чиновника, ответственного за этот вопрос, главы КРТИ Бориса Мурашова, строительство «Лахта-центра» увязано с планами по развитию существующей транспортной инфраструктуры северо-западной части города. Будет улучшено транспортное сообщение между Курортным и Приморским районами, обеспечен более комфортный выезд из города. Помимо строительства новых развязок планируется построить новые и частично расширить существующие улицы.
Оптимизм руководителя комитета не разделяет сопредседатель МОО «Город и транспорт» Владимир Федоров. По его словам, с вводом доминанты транспортная нагрузка на улично-дорожную сеть в районе существенно увеличится, потому что большинство клиентов и работников нового делового центра пользуются именно личным транспортом. По мнению господина Федорова, говоря о решении вопросов транспортной инфраструктуры на Лахте, власти должны делать ставку прежде всего на развитие общественного транспорта. О метро в данной локации говорить еще рано, оно придет сюда еще нескоро, остаются лишь трамвайные линии. По данным эксперта, ближе к стройплощадке будущего «Лахта-центра» было перенесено мощное по количеству путей трамвайное кольцо. Оно сможет обслуживать достаточно большое количество вагонов, соответственно, эта линия сможет справиться с доставкой пассажиров к ближайшим станциям метро – это «Старая Деревня» и «Черная речка». Кроме того, целесообразно было бы подумать о создании выделенной линии скоростного трамвая.
Еще один важный фактор отметила Ольга Андреева, технический директор ЗАО «Петербургские дороги»: Следует обратить внимание на тот факт, что пиковые нагрузки на Приморское шоссе утренние – из области в город. Нагрузка от «Лахта-центра» будет в обратном направлении: из города в сторону области. То есть не произойдет суммирования транспортных потоков. Кроме того, на сегодняшний день Приморское шоссе и Лахтинский проспект имеют по две полосы движения, являются магистралями общегородского значения регулируемого движения. Подобная магистраль на полосу пропускает 750 автомобилей в час. Значит, две полосы пропускают 1,5 тыс. автомобилей. К 2018 году Приморское шоссе в соответствии с Генеральным планом города – это магистраль общегородского значения непрерывного движения, где только одна полоса будет пропускать 1,5 тыс. автомобилей в час, а три полосы – 4,5 тыс. То есть до 2018 года пропускная способность Приморского шоссе возрастет ровно в 3 раза.
Социальный вектор
По словам Валерия Субханкулова, строительство центра принесет свои плоды и с точки зрения социальной составляющей, потому как стимулирование деловой активности, появление новых арендаторов офисных или коммерческих площадей повлечет за собой создание новых рабочих мест. Бизнес сможет привлекать дополнительные ресурсы, в том числе в виде человеческого капитала. Появление проекта позволит также улучшить необходимую энергетическую инфраструктуру в этой части города – на эти цели будут выделяться бюджетные и корпоративные денежные средства.
С одной стороны, проект является значимым прежде всего для жителей северной части города, считает заместитель руководителя отдела стратегического консалтинга Knight Frank St Petersburg Михаил Гущин. С учетом активного строительства появится возможность для жителей Приморского района работать недалеко от места проживания. С другой стороны, с точки зрения общественной зоны, «Лахта-центр» станет безусловным местом притяжения для всего города. Масштаб планируемой инфраструктуры в новом проекте Газпрома значительно больше, чем на Охте. Очень важно, по его словам, что на объекте планируется размещение ряда уникальных образовательных объектов, что можно только приветствовать.
рубрика:
Точки роста
автор:
Михаил Немировский