В галерее Гонзаго устранены дефекты реставрации
В музее-заповеднике «Павловск» устранены дефекты, проявившиеся после реставрации на уникальных фресках галереи Гонзаго. Реставрация продолжалась 6 лет. Стоимость проекта превысила 90 млн рублей.
Галерея, названная по имени спроектировавшего ее декоратора Пьетро Гонзаго, – уникальный объект сразу по нескольким причинам. Прежде всего это единственный в Северной Европе образец наружной фресковой живописи столь большой площади: 350 кв. м настенной и 200 кв. м потолочной. Кроме того, эта часть северного полуциркульного корпуса Павловского дворца – единственная, остававшаяся до прошлого года неотреставрированной со времен Великой Отечественной войны. Реставрация галереи Гонзаго обошлась в 91 млн рублей. Подрядчик – ООО «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ» – постарался воссоздать старинную технологию наружной фресковой росписи.
Галерея Гонзаго была открыта для посетителей осенью 2011 года, и первая же зима не прошла для фресок бесследно: на некоторых участках в нижней части росписи началось частичное разрушение красочного слоя. Как сообщил главный хранитель музея-заповедника «Павловск» Алексей Гузанов, такая реакция отреставрированного материала на неблагоприятные климатические условия не стала неожиданностью для руководства музея. «Опыта работы с наружной фреской у петербургских реставрационных организаций практически нет. Это был масштабный эксперимент, и, в принципе, реставрация удалась. Наружные фрески и должны были пройти полный климатический цикл, чтобы выявились дефекты», – сказал Алексей Гузанов.
По словам президента ООО «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ» Алексея Лапина, проблемы с фресками в галерее Гонзаго предвидеть было невозможно. «Отслоение красочного слоя началось из-за того, что подмокла сама стена. За лето стена высохла, и теперь фреска полностью восстановлена. Это не потребовало сколько-нибудь значительных средств – только нескольких выходов на объект наших художников. Общая площадь повреждений составила менее 0,5 кв. м. Надеемся, что ситуация не повторится в нынешнюю зиму: новое руководство музея-заповедника в лице Веры Дементьевой относится к фрескам в галерее Гонзаго трепетно», – заявил президент ООО «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ».
Сегодня руководство ГМЗ «Павловск» больше опасается не влияния на наружные фрески сурового петербургского климата, а действий вандалов. Как сообщил главный хранитель музея-заповедника, для предотвращения наметов снега в галерее Гонзаго установлены стеклянные барьеры высотой 1,5 м. Антивандальные меры намного более внушительны: галерея оборудована системой видеонаблюдения, постоянно осуществляется патрулирование. Доступ к фрескам на зимний период, кроме того, прегражден решеткой: посетители могут любоваться ими сейчас только на отдалении.
Галерея, названная по имени спроектировавшего ее декоратора Пьетро Гонзаго, – уникальный объект сразу по нескольким причинам. Прежде всего это единственный в Северной Европе образец наружной фресковой живописи столь большой площади: 350 кв. м настенной и 200 кв. м потолочной. Кроме того, эта часть северного полуциркульного корпуса Павловского дворца – единственная, остававшаяся до прошлого года неотреставрированной со времен Великой Отечественной войны. Реставрация галереи Гонзаго обошлась в 91 млн рублей. Подрядчик – ООО «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ» – постарался воссоздать старинную технологию наружной фресковой росписи.
Галерея Гонзаго была открыта для посетителей осенью 2011 года, и первая же зима не прошла для фресок бесследно: на некоторых участках в нижней части росписи началось частичное разрушение красочного слоя. Как сообщил главный хранитель музея-заповедника «Павловск» Алексей Гузанов, такая реакция отреставрированного материала на неблагоприятные климатические условия не стала неожиданностью для руководства музея. «Опыта работы с наружной фреской у петербургских реставрационных организаций практически нет. Это был масштабный эксперимент, и, в принципе, реставрация удалась. Наружные фрески и должны были пройти полный климатический цикл, чтобы выявились дефекты», – сказал Алексей Гузанов.
По словам президента ООО «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ» Алексея Лапина, проблемы с фресками в галерее Гонзаго предвидеть было невозможно. «Отслоение красочного слоя началось из-за того, что подмокла сама стена. За лето стена высохла, и теперь фреска полностью восстановлена. Это не потребовало сколько-нибудь значительных средств – только нескольких выходов на объект наших художников. Общая площадь повреждений составила менее 0,5 кв. м. Надеемся, что ситуация не повторится в нынешнюю зиму: новое руководство музея-заповедника в лице Веры Дементьевой относится к фрескам в галерее Гонзаго трепетно», – заявил президент ООО «ЛАПИН ЭНТЕРПРАЙЗ».
Сегодня руководство ГМЗ «Павловск» больше опасается не влияния на наружные фрески сурового петербургского климата, а действий вандалов. Как сообщил главный хранитель музея-заповедника, для предотвращения наметов снега в галерее Гонзаго установлены стеклянные барьеры высотой 1,5 м. Антивандальные меры намного более внушительны: галерея оборудована системой видеонаблюдения, постоянно осуществляется патрулирование. Доступ к фрескам на зимний период, кроме того, прегражден решеткой: посетители могут любоваться ими сейчас только на отдалении.
рубрика:
Реставрация
автор:
Татьяна Крамарева