Барьер для грунта

Производители пенополистирола предлагают использовать теплоизоляционный материал в дорожном строительстве. Применение вспененного и экструдированного пенополистирола, который активно используется за рубежом, позволяет значительно реже ремонтировать дороги, говорят они. Однако в последние годы ни один из проектов с использованием этого материала не прошел Госэкспертизу.

Одной из основных причин повреждения дорожного покрытия в Петербурге является промерзание и вспучивание грунта. В теплый сезон неблагоприятные грунты набирают влагу, которая в холодное время года замерзает и, превращаясь в лед, увеличивается в объеме в среднем на 9%. Расширение происходит по пути наименьшего сопротивления, поэтому верхний слой асфальта трескается и разрушается. Магистрали мегаполисов находятся в еще более уязвимом положении: разветвленная сеть инженерных коммуникаций оказывает негативное влияние на водно-тепловые процессы в грунтовых основаниях дорог, что также способствует деформации трасс.
Бороться с погодными реалиями дорожникам позволяет использование теплоизоляционных материалов. Пенополистирол (легкий газонаполненный материал класса пенопластмасс на основе полистирола) создает своего рода температурный барьер для грунтов, что позволяет уберечь их от промерзания и, как следствие, от деформации асфальта.
По оценке ФГУП «СОЮЗДОРНИИ», по своим теплоизолирующим свойствам один сантиметр экструдированного пенополистирола равен тридцати сантиметрам песка.
«Если грунты, на которых происходит строительство, нестабильны во время околонулевых перепадов температур, приходится вынимать большое количество грунта, заменяя его песком. Однако, дополнив конструкцию утеплителем, можно сильно сократить объем необходимой работы и количество материалов, повысив при этом надежность конструкции и снизив ее эксплуатационную стоимость», – говорят в ООО «Пеноплэкс СПб».
Традиционно пенополистирол используется для утепления фасадов зданий. Но дорожный пенополистирол обязан отвечать повышенным требованиям, связанным с суровыми условиями его эксплуатации. «Прежде всего, это сниженное водопоглощение, так как влаговпитывающий материал будет подвержен разрушительным процессам во время околонулевых перепадов температур. Кроме того, дорожный пенополистирол должен обладать высокой прочностью на сжатие, так как является одним из силовых элементов в конструкции дороги», – замечают в «Пеноплэксе».
В дорожном строительстве используются экструдированный и вспененный пенополистирол. Как поясняет Александр Злотников, главный инженер ЗАО «Институт «Стройпроект», вспененный пенополистирол получают путем нагрева сырья паром в специальных формах, а экструдированный – путем выдавливания после переработки. «Экструдированный пенополистирол стоит дороже, чем вспененный, но его физические свойства для дорожного строительства лучше. Хотя в целом оба материала подходят для дорожных работ», – оценивает господин Злотников.
«Обычный пенополистирол иногда применяется в строительстве и реконструкции транспортных объектов, но использование экструдированного пенополистирола предпочтительнее: он позволяет заметно снизить объем земляных работ, тем самым сократив срок строительства, повысить долговечность конструкции и снизить эксплуатационные затраты на содержание дороги», – говорит представитель «Пеноплэкса». По его словам, в отличие от обычного пенопласта ячейки экструдированного пенополистирола закрытые, поэтому обработанный материал имеет нулевое водопоглощение и, значит, не разрушается в процессе замерзания и оттаивания.
рубрика: Дорожное строительство
автор: Влада Гасникова
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.