Неудобный бартер

Во время кризиса, когда большинство компаний испытывали недостаток наличности, на строительный рынок возвратились бартерные схемы. Сегодня расчеты между контрагентами вернулись в прежнее русло, хотя небольшая доля бартера все равно в расчетах некоторых фирм остается.

В условиях кризиса и нехватки финансовых средств застройщики вынуждены были использовать бартерную схему расчетов: подрядчики и поставщики выполняли свои обязательства, а строительные компании расплачивались с ними квартирами в строящихся домах. Затем зачетные квартиры реализовывались партнерами дешевле, чем аналогичные квартиры у застройщика, тем самым конкурируя с аналогичными квартирами от самой компании. Разумеется, подобная практика девелоперов не устраивает, а потому с нормализацией экономической ситуации они возвращались к денежным расчетам с партнерами.
Сегодня существуют несколько вариантов сотрудничества между застройщиком и его поставщиками и подрядчиками. Первый, когда подрядная организация получает большой пакет квартир и самостоятельно их реализует через свой отдел продаж и под собственным брендом. Такая схема достаточно безопасна для клиента, так как отдел продаж подрядной организации, скорее всего, имеет собственные объекты на продажу, а также специально обученных сотрудников и четкую организацию продаж.
Второй вариант – когда подрядчикам вместо денег предоставляют небольшое количество квартир либо предлагают приводить в компанию клиентов и после совершения ими покупки выплачивать деньги на сумму, равную стоимости купленной квартиры, клиент же за это получает небольшой дисконт. «Эта схема уже должна насторожить покупателя, так как квартира продается в частном порядке, и подрядчику в данном случае безразличен процесс покупки – продажи, переоформления квартиры и т. д., главное для него – получить свои деньги за оказанные услуги. К тому же, рассуждая логически, можно догадаться, что компания, которой нечем расплатиться с подрядными организациями, находится не в лучшем финансовом положении – а это еще один повод насторожиться», – говорит Тамара Ганина, руководитель центра продаж объектов нового строительства АН «Итака».
Сергей Ильягуев, генеральный директор ООО «Источник», входящего в состав SEZAR GROUP, говорит: «К бартерным схемам прибегали в период кризиса. Причина такой работы вполне понятна: у многих девелоперов просто не было возможности рассчитаться с долгами традиционным способом – перечислением денежных средств. И, оказавшись в долговой яме, застройщики просто вынуждены были отдавать свои площади подрядчикам».
Он отмечает, что данная схема очень неудобна застройщикам, идти на нее без особой нужды никто не торопится, особенно когда речь идет о долгосрочных контрактах. «Заключая договор с подрядчиком, необходимо в нем фиксировать цену, которая, как известно, меняется от месяца к месяцу, особенно на рынке новостроек. Гораздо выгоднее реализовывать квартиры традиционным способом: продавать квартиры по максимально выгодным в настоящий момент для компании ценам. Но данная схема применима в случае, когда компания не заинтересована в максимальной прибыли», – говорит господин Ильягуев.
Он указывает на то, что с юридической точки зрения бартерные сделки разрешены законом об инвестиционной деятельности. Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International Санкт-Петербург, отмечает, что часть девелоперов по-прежнему расплачивается с подрядчиками квартирами. В этом случае квартира оформляется либо на юридическое лицо, либо на физические лица. Впоследствии такие квартиры выставляются на рынок на продажу. Причем цена на них бывает даже ниже цены девелопера. «Действительно, в кризис количество таких сделок возросло. Сейчас их гораздо меньше, девелоперы предпочитают расплачиваться живыми деньгами, несмотря на то, что среди подрядчиков бартерные схемы востребованы. Однако квартиру гораздо выгоднее продавать в розницу. В наших проектах за последние полгода таких сделок не проходило», – рассказала госпожа Конвей.
Виталий Виноградов, директор по маркетингу и продажам «Лидер Групп», поясняет, что в настоящий момент бартерные схемы застройщику неинтересны по двум причинам. «Во-первых, при заключении сделки на бартерной основе застройщик получает либо строительные материалы, либо работы с наценкой примерно 20-30%, при этом квартиру он отдает по реальной рыночной цене, а в некоторых случаях и со скидкой. Во-вторых, появление на открытом рынке квартиры, которая была отдана по бартеру, по более низкой цене, чем у самой строительной компании, вызывает неудобства у застройщика при реализации своих квартир в будущем. В результате застройщику гораздо выгодней продавать жилье своими силами и за вырученные деньги рассчитываться с подрядными организациями: в этом случае стоимость материалов будет дешевле, чем при использовании бартерной схемы».
рубрика: Финансы и страхование
автор: Роман Русаков
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.