Феликс Кармазинов: «Сегодняшнюю схему взимания платы за техприсоединение вряд ли можно назвать оптимальной»

Генеральный директор ГУП «Водоканал Санкт–Петербурга» Феликс Кармазинов рассказал в интервью корреспонденту газеты «Строительный Еженедельник» Антонине Асановой о том, как изменить формирование тарифов за подключение к сетям, и заверил, что предприятие готово тянуть сети в область.

– Феликс Владимирович, расскажите о планах ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» на 2013 год?

 – Для «Водоканала» 2013 год будет особенным. Мы завершаем самый масштабный экологический проект последних десятилетий – строительство Главного канализационного коллектора северной части Петербурга. Это комплекс сложнейших инженерных сооружений: два тоннеля длиной 12,2 км и диаметром 4 м, проложенные под землей на глубине 40‑90 м, несколько десятков шахт разного диаметра, километры соединительных микротоннелей. Плюс – уникальный узел регулирования стоков: насосная станция, расположенная в шахте глубиной 90 м и диаметром 24 м. Узел регулирования стоков нужен, чтобы в будущем управлять скоростями движения сточных вод по коллектору и не допускать его заиливания. Благодаря коллектору мы с 2008 года ликвидировали уже свыше шестидесяти прямых выпусков сточных вод, тем самым избавив Неву более чем от 80 млн кубометров неочищенных стоков в год. Петербург с июня 2011 года полностью выполняет рекомендации Хельсинкской комиссии по защите Балтийского моря, которые определяют предельное содержание в сбрасываемых стоках фосфора и азота. В ближайшее время мы завершим предпоследний этап строительства коллектора и ликвидируем еще 5 прямых выпусков общим объемом 28 тыс. куб. м сточных вод в сутки, а это – около 10 млн куб. м стоков в год. Это позволит нам очищать уже 97% сточных вод города. В 2013 году, полностью завершив строительство Главного коллектора, мы будем очищать 98,4% сточных вод. Это очень высокий показатель для мегаполисов.
 
– В одном из интервью вы заявляли, что в ближайшие годы «Водоканал» планирует решить проблемы устаревших труб. Как продвигается эта программа?
– Протяженность водопроводной сети в Петербурге – около 6,7 тыс. км. Мы считаем, что ежегодно необходимо проводить реконструкцию не менее 200-250 км сетей. И хотя в 2012 году нами будут выполнены работы на 136 км сети, в дальнейшем темпы мы намерены наращивать. Кроме того, за десять лет нам предстоит полностью поменять всю запорно-регулирующую арматуру. И сегодня необходимо проводить замену порядка 7 тыс. единиц арматуры в год. По замене пожарных гидрантов мы ставим перед собой еще более жесткую по срокам задачу – выполнить эту работу нам необходимо к 2018 году. Решение этой задачи значительно облегчает то, что сегодня в Петербурге создано производство арматуры, которая полностью конкурентоспособна по отношению к зарубежным аналогам.
 
– Председатель правления Феде­ральной сетевой компании Олег Бударгин в октябре заявил о том, что не исключает отмены платы за технологическое подключение к электросетям. Возможен ли отказ от взимания платы за техприсоединение со стороны «Водоканала»?
 – На мой взгляд, сегодняшнюю схему взимания платы, когда стоимость формируется как тариф за подключение, умноженный на количество кубов, вряд ли можно назвать оптимальной. Она обезличена, она носит абстрагированный характер. Организации, желающие подключиться к сетям «Водоканала», не понимают, куда идут деньги, которые они платят. Я бы предложил рассмотреть другой вариант – адресной, индивидуальной работы с каждым заказчиком. Хочет компания присоединиться – мы им показываем, что для этого нужно сделать, какие сети построить. Объясняем, сколько это будет стоить, и из чего эти затраты складываются. И у организации должен быть выбор – платить за это «Водоканалу», тогда мы сами проводим все необходимые работы, или все делать самостоятельно. Но в этом случае Водоканал, конечно же, должен осуществлять технадзор за проводимыми работами, ведь в дальнейшем эксплуатировать новые сети все равно будем мы. Одновременно необходимо предусмотреть определенную долю отчислений на специальный счет, где будут аккумулироваться средства на развитие мощностей как водопроводных станций, так и канализационных очистных сооружений. Я считаю, что такая схема – более прозрачна и понятна заказчикам, чем нынешняя. Но по собственной инициативе «Водоканал» не может изменить систему взимания платы за подключения. Это должно решаться законодательно. Сегодня есть тарифы на подключение, они установлены Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга, и мы по ним работаем.

– Планирует ли «Водоканал» сокращать сроки подключения к сетям?
– Процесс подключения состоит из нескольких этапов. Вначале готовятся технические условия подключения. Затем готовится и подписывается договор, в котором содержатся условия подключения. И затем – собственно работы по подключению. Мы значительно сократили срок оформления техусловий: если по законодательству на это отводится 14 рабочих дней, мы стараемся сделать за два рабочих дня – с момента предоставления заказчиком запроса и необходимого комплекта документов. Также уменьшены сроки подготовки и подписания проекта договора о подключении – по законодательству это необходимо сделать в течение 30 дней, мы говорим о пяти рабочих днях с момента получения заявления о подключении и необходимого комплекта документов. Что касается собственно подключения, здесь все зависит от скорости разработки проекта, его экспертизы, а также сложности тех работ, которые необходимо выполнить.
 
– С основными, «глобальными» стройками очистных сооружений «Водоканал» уже практически закончил. Какие новые цели у предприятия теперь?
– Я не согласен с вашим утверждением, что с основными проектами мы закончили. Нам необходимо еще очень многое сделать. В частности, в ближайшие годы будет проведена реконструкция основных водопроводных станций города – Главной, Северной и Колпинской, со строительством новых блоков водоподготовки. Нам предстоит масштабная реконструкция Колпинских и Понтонных канализационных очистных сооружений – с расширением их производительности. Нам необходимо ликвидировать оставшиеся прямые выпуски сточных вод в городе, для чего, в частности, построить Охтинский коллектор. Он, кстати, нужен и для того, чтобы обеспечивать услугами канализования активно развивающиеся северные областные территории на границе с городом. Вообще, работа с областью, обеспечение прилегающих к городу территорий новой застройки услугами водоснабжения и канализования уже сегодня становится важным направлением работы «Водоканала». Мы продолжаем строительство стационарных снегоплавильных пунктов. Это – экологичный и энергосберегающий способ утилизации снега: снег, попадая в подземные снегоплавильные камеры, тает под воздействием теплых сточных вод, и образовавшаяся смесь талых и сточных вод отправляется по коллекторам на канализационные очистные сооружения, где проходит очистку. В этом году мы запускаем работу семи таких пунктов. Нам предстоит осуществить масштабные проекты по созданию системы управления водоснабжением. Эта работа включает замену насосного оборудования на энергоэффективное; установку на сетях «диктующих» точек, по показаниям которых в автоматическом режиме корректируются режимы работы насосов; установку у абонентов приборов измерения объемов воды с передачей данных в режиме онлайн; установку на всем пути транспортировки воды приборов контроля качества. Сейчас такой проект завершается в масштабах Южной зоны города, это территория с населением 1,5 млн человек, и, по нашим оценкам, в результате мы получим как значительную экономию энергопотребления, так и сокращение числа по­вреждений на сетях. В ближайшие годы мы хотим войти в число лучших водоканалов мира. И я уверен, что эта задача – абсолютно реальная.
рубрика: Энергетика и инженерная инфраструктура
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.