Елена Дунаева: «Для работодателей, которые используют рабочую силу нелегально, предусматривается ужесточение наказания»
В июне этого года Владимир Путин утвердил концепцию миграционной политики России на период до 2025 года, призванную сделать процесс привлечения иностранной рабочей силы максимально управляемым. Как изменится практика привлечения зарубежных работников, корреспонденту «Строительного Еженедельника» Антонине Асановой рассказала начальник Управления федеральной миграционной службы по Петербургу и Ленинградской области Елена Дунаева.
– Как изменился вектор миграционной политики с принятием концепции?
– На первое место принятой концепцией поставлен вопрос безопасности граждан Российской Федерации и создания для них приоритетных условий трудоустройства. Например, предусматривается целый комплекс мероприятий для развития внутренней трудовой миграции. Именно на нее должен быть направлен ориентир миграционной политики. И только если мы не можем заполнить открытые вакансии с помощью наших граждан, нужно будет привлекать иностранцев. Для выстраивания такой системы приоритетов потребуется большая работа, потому что сегодня у нас не выстроена необходимая инфраструктура: нет общежитий, городков для проживания работников из других регионов. В результате часто мигранты даже при наличии всех разрешительных документов живут в антисанитарных условиях, в расселенных домах. Кроме того, и работодатель сейчас ориентируется на иностранцев – граждане России не согласятся жить в тех условиях, в которых живут иностранные граждане. Также сегодня мы говорим о необходимости знания мигрантами русского языка, о наличии квалификационных требований для привлекаемых работников – все должно рассматриваться в совокупности.
– Концепция предполагает и существенное ужесточение санкций к нарушителям закона. Какие именно меры будут приняты?
– Мы должны выработать комплекс мероприятий для того, чтобы закон четко соблюдался всеми участниками процесса, и предусмотреть жесткие санкции, чтобы у остальных искушения нарушать закон не возникало. Например, два года назад мы начали практику направления в правоохранительные органы материалов на российских граждан, организующих действия по массовой постановке иностранцев на учет. Постепенно нам удалось убедить прокуратуру в том, что в ответ на эти действия нужно возбуждать дела по 322-й статье Уголовного кодекса «Организация нелегальной миграции» (сегодня эта статья предусматривает штраф или уголовное заключение до 5 лет – ред.). Потому что мы уверены, что не может иностранный гражданин длительное время находиться в чужом государстве без законных оснований, если ему кто-то не позволяет это делать и не создает для этого условия. Когда находятся недобросовестные юридические и физические лица, которые дают даже небольшой источник дохода, происходит нарушение законодательства. Поэтому концепцией предусматривается ужесточение наказания, в том числе увеличение сроков заключения для работодателей, которые используют рабочую силу нелегально.
– Сократится ли в соответствии с ужесточением политики квота на привлечение иностранных работников в следующем году?
– Пока еще миграционная квота для Петербурга не утверждена Правительством Российской Федерации, поэтому определенно об этом говорить рано. Вообще же мы можем определить квоту «ноль», от этого ничего не поменяется. Сегодня квотный механизм требует доработки, пересмотра подходов. Например, законодатель определил такой порядок, что даже если работодатели, заинтересованные в привлечении иностранной рабочей силы, участвуют в квотной кампании в соответствии со всеми нормами, их заявки проходят процедуру согласования, это совсем не означает, что они смогут потом необходимых работников получить. Потому как мы выдаем разрешение на работу в зависимости от размера квоты для субъекта, без привязки к компании, для которой эта квота изначально выделялась. И периодически возникает ситуация, когда еще до окончания года по той или иной профессии квота оказывается исчерпанной. Например, в этом году это произошло с водителями. Близка к исчерпанию квота на подсобных рабочих. Это те категории работников, которые выбираются очень быстро.
– Какие категории работников, наоборот, не выбираются?
– В первую очередь это категории квалифицированных специалистов. Как правило, у мигрантов из стран СНГ нет нужных документов для того, чтобы подтвердить свою профессию, а большинство приезжающих иностранных граждан и вовсе не имеют квалификации. Например, в прошлом году у нас было зарегистрировано порядка 600 высококвалифицированных специалистов – это управляющие, генеральные директора, врачи, преподаватели, актеры, спортсмены из Германии, США, Финляндии. А порядка 90% мигрантов приезжают из стран СНГ.
– В июне Владимир Путин заявил о том, что миграционное законодательство должно обсуждаться с национальными диаспорами и общественностью. Как вы сотрудничаете с представителями национальных диаспор?
– Диаспора – это объединение российских граждан по принципу национальной общности. Изначально члены диаспор не ориентированы на работу с иностранцами. Но, к сожалению, приезжающие потоки мигрантов «замкнуть» больше не на кого – иностранные граждане не очень охотно идут в государственные органы даже в случае возникновения криминальных происшествий, а к тем людям, которые говорят с ними на одном языке, они идти готовы. Поэтому мы ориентируем представителей национальных диаспор на общую работу. Хотелось бы, чтобы они использовали свое влияние на формирование правового, культурного сознания соотечественников, предоставляли им информацию, давали понимание, в каком обществе они оказались. Единственное, против чего я выступаю, – диаспоры не должны занимать позицию третейского судьи, использовать те механизмы, которые мы даем, для организации работы соотечественников, вмешиваться в конфликты между работодателями и работниками, между группами мигрантов разных национальностей. Тогда эти конфликты начинают решаться уже незаконным путем. Мы, как и другие государственные органы, стараемся регулировать эти процессы. В частности, недавно губернатор Петербурга проводил встречу с представителями диаспор.
– Не так давно работу ФГУП «Паспортно-визовый сервис» и Единого центра документов в прессе активно критиковали.
– Сегодня многие забыли, как происходила работа с иностранными гражданами несколько лет назад, насколько нам удалось упорядочить процесс работы с документами, сделать его прозрачнее с точки зрения последовательности действий гражданина. А прозрачность не всем нравится. Принимать и оформлять документы для иностранных граждан может только сотрудник ФМС, а их число ограничено. И сегодня работа юридических лиц, которые оказывают не посреднические, а сопутствующие услуги, – это единственный инструмент повышения эффективности работы наших сотрудников. На принятие заранее сформированного и подготовленного пакета документов у сотрудников уходит две минуты, а на работу с иностранцем, который практически не говорит по-русски, в индивидуальном порядке – 15-30 минут. К тому же есть понятие коррупционных рисков, мы от них никуда не уйдем. Поэтому нам необходимо создать такие условия, чтобы эти риски минимизировать. Я не стою на позиции бизнеса. Для меня важно, чтобы те граждане, которым нужно получить документы, получали их законным способом. И получали содействие в рамках закона.
– Как изменился вектор миграционной политики с принятием концепции?
– На первое место принятой концепцией поставлен вопрос безопасности граждан Российской Федерации и создания для них приоритетных условий трудоустройства. Например, предусматривается целый комплекс мероприятий для развития внутренней трудовой миграции. Именно на нее должен быть направлен ориентир миграционной политики. И только если мы не можем заполнить открытые вакансии с помощью наших граждан, нужно будет привлекать иностранцев. Для выстраивания такой системы приоритетов потребуется большая работа, потому что сегодня у нас не выстроена необходимая инфраструктура: нет общежитий, городков для проживания работников из других регионов. В результате часто мигранты даже при наличии всех разрешительных документов живут в антисанитарных условиях, в расселенных домах. Кроме того, и работодатель сейчас ориентируется на иностранцев – граждане России не согласятся жить в тех условиях, в которых живут иностранные граждане. Также сегодня мы говорим о необходимости знания мигрантами русского языка, о наличии квалификационных требований для привлекаемых работников – все должно рассматриваться в совокупности.
– Концепция предполагает и существенное ужесточение санкций к нарушителям закона. Какие именно меры будут приняты?
– Мы должны выработать комплекс мероприятий для того, чтобы закон четко соблюдался всеми участниками процесса, и предусмотреть жесткие санкции, чтобы у остальных искушения нарушать закон не возникало. Например, два года назад мы начали практику направления в правоохранительные органы материалов на российских граждан, организующих действия по массовой постановке иностранцев на учет. Постепенно нам удалось убедить прокуратуру в том, что в ответ на эти действия нужно возбуждать дела по 322-й статье Уголовного кодекса «Организация нелегальной миграции» (сегодня эта статья предусматривает штраф или уголовное заключение до 5 лет – ред.). Потому что мы уверены, что не может иностранный гражданин длительное время находиться в чужом государстве без законных оснований, если ему кто-то не позволяет это делать и не создает для этого условия. Когда находятся недобросовестные юридические и физические лица, которые дают даже небольшой источник дохода, происходит нарушение законодательства. Поэтому концепцией предусматривается ужесточение наказания, в том числе увеличение сроков заключения для работодателей, которые используют рабочую силу нелегально.
– Сократится ли в соответствии с ужесточением политики квота на привлечение иностранных работников в следующем году?
– Пока еще миграционная квота для Петербурга не утверждена Правительством Российской Федерации, поэтому определенно об этом говорить рано. Вообще же мы можем определить квоту «ноль», от этого ничего не поменяется. Сегодня квотный механизм требует доработки, пересмотра подходов. Например, законодатель определил такой порядок, что даже если работодатели, заинтересованные в привлечении иностранной рабочей силы, участвуют в квотной кампании в соответствии со всеми нормами, их заявки проходят процедуру согласования, это совсем не означает, что они смогут потом необходимых работников получить. Потому как мы выдаем разрешение на работу в зависимости от размера квоты для субъекта, без привязки к компании, для которой эта квота изначально выделялась. И периодически возникает ситуация, когда еще до окончания года по той или иной профессии квота оказывается исчерпанной. Например, в этом году это произошло с водителями. Близка к исчерпанию квота на подсобных рабочих. Это те категории работников, которые выбираются очень быстро.
– Какие категории работников, наоборот, не выбираются?
– В первую очередь это категории квалифицированных специалистов. Как правило, у мигрантов из стран СНГ нет нужных документов для того, чтобы подтвердить свою профессию, а большинство приезжающих иностранных граждан и вовсе не имеют квалификации. Например, в прошлом году у нас было зарегистрировано порядка 600 высококвалифицированных специалистов – это управляющие, генеральные директора, врачи, преподаватели, актеры, спортсмены из Германии, США, Финляндии. А порядка 90% мигрантов приезжают из стран СНГ.
– В июне Владимир Путин заявил о том, что миграционное законодательство должно обсуждаться с национальными диаспорами и общественностью. Как вы сотрудничаете с представителями национальных диаспор?
– Диаспора – это объединение российских граждан по принципу национальной общности. Изначально члены диаспор не ориентированы на работу с иностранцами. Но, к сожалению, приезжающие потоки мигрантов «замкнуть» больше не на кого – иностранные граждане не очень охотно идут в государственные органы даже в случае возникновения криминальных происшествий, а к тем людям, которые говорят с ними на одном языке, они идти готовы. Поэтому мы ориентируем представителей национальных диаспор на общую работу. Хотелось бы, чтобы они использовали свое влияние на формирование правового, культурного сознания соотечественников, предоставляли им информацию, давали понимание, в каком обществе они оказались. Единственное, против чего я выступаю, – диаспоры не должны занимать позицию третейского судьи, использовать те механизмы, которые мы даем, для организации работы соотечественников, вмешиваться в конфликты между работодателями и работниками, между группами мигрантов разных национальностей. Тогда эти конфликты начинают решаться уже незаконным путем. Мы, как и другие государственные органы, стараемся регулировать эти процессы. В частности, недавно губернатор Петербурга проводил встречу с представителями диаспор.
– Не так давно работу ФГУП «Паспортно-визовый сервис» и Единого центра документов в прессе активно критиковали.
– Сегодня многие забыли, как происходила работа с иностранными гражданами несколько лет назад, насколько нам удалось упорядочить процесс работы с документами, сделать его прозрачнее с точки зрения последовательности действий гражданина. А прозрачность не всем нравится. Принимать и оформлять документы для иностранных граждан может только сотрудник ФМС, а их число ограничено. И сегодня работа юридических лиц, которые оказывают не посреднические, а сопутствующие услуги, – это единственный инструмент повышения эффективности работы наших сотрудников. На принятие заранее сформированного и подготовленного пакета документов у сотрудников уходит две минуты, а на работу с иностранцем, который практически не говорит по-русски, в индивидуальном порядке – 15-30 минут. К тому же есть понятие коррупционных рисков, мы от них никуда не уйдем. Поэтому нам необходимо создать такие условия, чтобы эти риски минимизировать. Я не стою на позиции бизнеса. Для меня важно, чтобы те граждане, которым нужно получить документы, получали их законным способом. И получали содействие в рамках закона.
рубрика:
Управление и рынок труда