Отход от вертикали
На рынке труда в строительной отрасли – бум спроса на специалистов с опытом менеджмента проектов. Последние два года внедрение этой технологии управления идет особенно активно.
Кризис 2008 года внес значительные коррективы не только в реалии рынка строительства. Рост доли проектов комплексного освоения территорий, увеличение срока окупаемости проектов и требование рынка к повышению эффективности работы строительных компаний привели к более глубоким трансформациям – к качественным изменениям в бизнес-процессах компаний. В последние годы рекрутеры отмечают бум спроса на специалистов с опытом управления проектами.
«Навыки проектного управления очень востребованы в данное время в строительной отрасли, – говорит консультант по подбору персонала направления «Недвижимость и девелопмент» компании «АНКОР Бизнес решения» Александра Пузанова. – Но людей, у которых есть в равной степени профильное образование и менеджерский опыт, можно на рынке по пальцам пересчитать. В среднем срок поиска кандидатов на такие позиции составляет от 70-90 дней».
«Руководители проектных групп – это не просто нанятые топ-менеджеры. Они должны быть коммерсантами, бизнесменами, и не просто выполнять свои должностные обязанности, а воспринимать свой проект как отдельный бизнес, за успех которого они несут персональную ответственность», – объясняет генеральный директор компании «Ленстройтрест» Александр Лелин.
В «Ленстройтресте» процесс реорганизации компании и внедрения проектной системы управления начался с 2012 года. Это связано с появлением в портфеле компании нескольких КОТ. «Нужно понимать, что управление строительством нескольких точечных объектов со сроком реализации 1,5-2 года – это одна система организации бизнес-процессов и взаимодействия внутренних служб, – сообщает Александр Лелин. – Совсем другой подход, когда речь идет о проектах со сроками реализации от 4 до 10 лет».
Однако несмотря на востребованность компетенции, в Петербурге не так много учреждений, где существуют отдельные программы по менеджменту проектов. На сайте ВШМ СПбГУ управление проектами указано как один из корпоративных курсов, однако на практике он не реализуется. Запущена только программа «Управление проектами в области социального предпринимательства», сообщили в высшей школе. Нет такого курса и во многих других бизнес-школах: Vlerick Business School, Стокгольмской школе экономики.
«Такие программы в целом по России еще не получили распространения, – объясняет Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России. – Те же, что есть, созданы на базе российских вузов. При этом надо учитывать, что преподаватели из академической среды дают академическое, а не бизнес-образование».
«Развивать системы обучения Project Management сложно – это отдельный мир со своими уровнями, спецификой», – говорит Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям ИМИСП, одной из немногих бизнес-школ, где преподается управление проектами. По его словам, устойчивый спрос на такие программы чувствуется
в последние 5-6 лет, а в последние 2 года уровень подготовки «студентов» заметно вырос.
При этом в 2011-2012 годах бизнес-школа активно работала и со строительными компаниями: «СПб Реновация», «А Плюс Девелопмент», ТД «Петрович», «Спецстроймонтаж» – перечисляет «учеников» Дмитрий Павлов, а в июле этого года и вовсе открыла отдельное направление – «Управление строительскими и девелоперскими проектами». По оценке господина Павлова, ИМИСП занимает около 60% рынка обучения менеджменту проектов и выпускает со знанием этого курса около 500 человек.
В среднем в Петербурге стоимость программы проектного управления, рассчитанной на несколько дней, составляет около 30-35 тыс. рублей. Минимальная цена – 20 тыс. рублей. Максимальная – 52 тыс. рублей в Открытой школе бизнеса. При этом за рубежом такие программы дороже в несколько раз. Для сравнения, 4-дневный курс Vlerick Business School в Дании обойдется в 2,9 тыс. EUR.
Впрочем, российские работодатели не слишком ценят образование, не подтвержденное опытом работы и, как правило, не обращают внимания на дорогие дипломы, говорят эксперты.
«Нужно, чтобы человек, который ведет проект, разбирался в очень многих вещах: общих тенденциях на рынке недвижимости, маркетинге, строительстве, финансах, юриспруденции, и нет вузов, которые бы учили полному набору компетенций», – говорит генеральный директор ООО «АйБи Ритейл» Дмитрий Бердиган. Единственный способ получить такого «штучного» профессионала, по его мнению, – обучение на опыте в самой компании с помощью наставничества и совместного прохождения одного-двух проектов опытным менеджером и его учеником. «По-другому это не работает», – убежден господин Бердиган.
Кризис 2008 года внес значительные коррективы не только в реалии рынка строительства. Рост доли проектов комплексного освоения территорий, увеличение срока окупаемости проектов и требование рынка к повышению эффективности работы строительных компаний привели к более глубоким трансформациям – к качественным изменениям в бизнес-процессах компаний. В последние годы рекрутеры отмечают бум спроса на специалистов с опытом управления проектами.
«Навыки проектного управления очень востребованы в данное время в строительной отрасли, – говорит консультант по подбору персонала направления «Недвижимость и девелопмент» компании «АНКОР Бизнес решения» Александра Пузанова. – Но людей, у которых есть в равной степени профильное образование и менеджерский опыт, можно на рынке по пальцам пересчитать. В среднем срок поиска кандидатов на такие позиции составляет от 70-90 дней».
«Руководители проектных групп – это не просто нанятые топ-менеджеры. Они должны быть коммерсантами, бизнесменами, и не просто выполнять свои должностные обязанности, а воспринимать свой проект как отдельный бизнес, за успех которого они несут персональную ответственность», – объясняет генеральный директор компании «Ленстройтрест» Александр Лелин.
В «Ленстройтресте» процесс реорганизации компании и внедрения проектной системы управления начался с 2012 года. Это связано с появлением в портфеле компании нескольких КОТ. «Нужно понимать, что управление строительством нескольких точечных объектов со сроком реализации 1,5-2 года – это одна система организации бизнес-процессов и взаимодействия внутренних служб, – сообщает Александр Лелин. – Совсем другой подход, когда речь идет о проектах со сроками реализации от 4 до 10 лет».
Однако несмотря на востребованность компетенции, в Петербурге не так много учреждений, где существуют отдельные программы по менеджменту проектов. На сайте ВШМ СПбГУ управление проектами указано как один из корпоративных курсов, однако на практике он не реализуется. Запущена только программа «Управление проектами в области социального предпринимательства», сообщили в высшей школе. Нет такого курса и во многих других бизнес-школах: Vlerick Business School, Стокгольмской школе экономики.
«Такие программы в целом по России еще не получили распространения, – объясняет Анна Измайлова, руководитель маркетинговых коммуникаций Стокгольмской школы экономики в России. – Те же, что есть, созданы на базе российских вузов. При этом надо учитывать, что преподаватели из академической среды дают академическое, а не бизнес-образование».
«Развивать системы обучения Project Management сложно – это отдельный мир со своими уровнями, спецификой», – говорит Дмитрий Павлов, директор по развитию и внешним связям ИМИСП, одной из немногих бизнес-школ, где преподается управление проектами. По его словам, устойчивый спрос на такие программы чувствуется
в последние 5-6 лет, а в последние 2 года уровень подготовки «студентов» заметно вырос.
При этом в 2011-2012 годах бизнес-школа активно работала и со строительными компаниями: «СПб Реновация», «А Плюс Девелопмент», ТД «Петрович», «Спецстроймонтаж» – перечисляет «учеников» Дмитрий Павлов, а в июле этого года и вовсе открыла отдельное направление – «Управление строительскими и девелоперскими проектами». По оценке господина Павлова, ИМИСП занимает около 60% рынка обучения менеджменту проектов и выпускает со знанием этого курса около 500 человек.
В среднем в Петербурге стоимость программы проектного управления, рассчитанной на несколько дней, составляет около 30-35 тыс. рублей. Минимальная цена – 20 тыс. рублей. Максимальная – 52 тыс. рублей в Открытой школе бизнеса. При этом за рубежом такие программы дороже в несколько раз. Для сравнения, 4-дневный курс Vlerick Business School в Дании обойдется в 2,9 тыс. EUR.
Впрочем, российские работодатели не слишком ценят образование, не подтвержденное опытом работы и, как правило, не обращают внимания на дорогие дипломы, говорят эксперты.
«Нужно, чтобы человек, который ведет проект, разбирался в очень многих вещах: общих тенденциях на рынке недвижимости, маркетинге, строительстве, финансах, юриспруденции, и нет вузов, которые бы учили полному набору компетенций», – говорит генеральный директор ООО «АйБи Ритейл» Дмитрий Бердиган. Единственный способ получить такого «штучного» профессионала, по его мнению, – обучение на опыте в самой компании с помощью наставничества и совместного прохождения одного-двух проектов опытным менеджером и его учеником. «По-другому это не работает», – убежден господин Бердиган.
рубрика:
Управление и рынок труда
автор:
Антонина Асанова