Эффект совместного участия очевиден
Основными темами координационного совета по социально-экономическому развитию Санкт-Петербурга и Ленинградской области в марте стали проблемы трудовой миграции в регион и оказания государственных услуг для жителей двух субъектов по экстерриториальному принципу.
Предваряя шестое заседание координационного совета, Дмитрий Ялов, вице-губернатор Ленинградской области – председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности, отметил, что принятые ранее протокольные решения, даже по очень болезненным вопросам, выполняются.
Так, в рамках взаимодействия двух субъектов в сфере электроэнергетики подготовлено совместное обращение на имя первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова с предложением скорректировать ряд профильных нормативных актов, чтобы принимать во внимание выпадающие доходы в расчете котловых тарифов, связанных с технологическим присоединением льготной категории потребителей – жителей других регионов. В обращении есть и другие предложения о корректировках. В частности, обосновывается необходимость учитывать затраты на реализацию инвестиционных программ территориальных сетевых организаций в зависимости от того, для какого региона строятся объекты теплоэнергетики.
На стадии создания межрегиональной рабочей группы решение вопроса о совместном выполнении и финансировании работ по координатному описанию границ двух субъектов. «Мы рассчитываем на то, что эта группа сможет продвинуться в решении данного вопроса», – признался Дмитрий Ялов.
Пути миграции
Примером эффективного взаимодействия двух субъектов служат решения, принятые властями Санкт-Петербурга и Ленобласти в сфере урегулирования вопросов трудовой миграции. Власти города и области договорились как об указании в патенте, дающем иностранному гражданину право на работу в регионе, профессии мигранта, так и о размере фиксированного авансового платежа (3 тыс. рублей).
По данным управления Федеральной миграционной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, объем авансовых платежей от получателей патентов в городской бюджет уже составил почти 163 млн рублей, в бюджет Ленобласти – около 38 млн рублей. «Экономическая составляющая – одна из наиболее определяющих в организации всей этой работы. Не случайно законодатель наделил субъекты такими широкими полномочиями. Сегодня мы свою задачу видим в том, чтобы и органы госвласти, и органы местного самоуправления, и мы концентрировали свои действия на том, чтобы заставить всех иностранных граждан легально трудиться на нашей территории», – заявила Елена Дунаева, начальник территориального управления ФМС.
Госуслуги: городу и области
«Мне кажется, рано или поздно при нынешней системе автоматизации работ совместное развитие сети многофункциональных центров – абсолютно логичный вопрос», – заявил Дмитрий Ялов при обсуждении перспектив предоставления государственных и муниципальных услуг жителям Петербурга и Ленобласти в многофункциональных центрах (МФЦ) по принципу экстерриториальности. По мнению властей Санкт-Петербурга, для продвижения по этому направлению необходимо, прежде всего, соответствующее соглашение между правительствами двух субъектов и его последующее утверждение региональными законами. Требуется также корректировка подзаконных нормативных документов, регулирующих организацию работы МФЦ, включая административные регламенты. Их несовпадение, а также наличие разных баз данных, по мнению Дмитрия Ялова, создают основные сложности. Должны быть, кроме того, совмещены и доработаны системы информационного взаимодействия, программные продукты. Наконец, требуется создать более сложную схему обработки и перевозки документов. Смольный заинтересован также в зачислении доходов от уплаты госпошлины при оказании услуг территориальными подразделения федеральных органов государственной власти по Ленобласти, если для получения этих услуг жители 47-го региона обратились в городские МФЦ.
В правительстве Ленинградской области на пути к организации совместного оказания государственных услуг для жителей как области, так и города предполагают обязательными три этапа. На первом должен быть определен перечень услуг, по которым возможно и целесообразно внедрение принципа экстерриториальности. «Важно начать взаимодействие с услуг, не требующих значительных затрат в виде обмена объемным документооборотом перед предоставлением. В первую очередь это услуги информационного плана (предоставление информации о находящемся в исполнении исполнительном производстве, государственная услуга по информированию о положении на рынке труда Ленинградской области и Санкт-Петербурга и т. д.)», – прокомментировал Игорь Усынин, заместитель председателя Комитета экономического-развития и инвестиционной деятельности. Далее возможен переход к предоставлению услуг, связанных с приемом документов. При эффективном взаимодействии здесь могут рассматриваться услуги территориальных органов федеральных органов власти, подразделения которых обслуживают одновременно оба субъекта. Наконец, третьим этапом должны стать услуги, которые предусматривают госпошлину и иные сложные межбюджетные отношения между двумя субъектами. «Наверное, этот этап потребует согласования с федеральными органами власти либо внесения изменений в федеральное законодательство», – отметил Игорь Усынин.
По итогам координационного совета было принято решение о создании в ближайшие недели совместной рабочей группы по вопросам взаимодействия в сфере оказания госуслуг.
Мнение:
Дмитрий Ялов, вице-губернатор Ленинградской области – председатель Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности:
– Чтобы перейти к синхронизации даже самых популярных услуг, нужна титаническая работа. К сожалению, это вопрос не дней или недель. Это вопрос месяцев.
Справка:
Сегодня в девяти муниципальных районах Ленобласти и Сосновоборском городском округе открыто 12 МФЦ, предоставляется 108 услуг. В Санкт-Петербурге действует 55 МФЦ, в которых горожане могут получить 318 государственных и муниципальных услуг.