Молл, вокзал, метро и бизнес-центр в одном проекте

Работа сразу над двумя транспортно-пересадочными узлами (ТПУ) в Ленинградской области ведется сейчас при участии профильных комитетов областного правительства и Смольного, а также Дирекции по развитию транспортной системы двух субъектов РФ.

 

И если в Кудрово продвижение проекта напрямую зависит от планов по строительству новых станций метро «Народная» и «Юго-Западная», то проект хаба в Мурино уже прошел предварительные согласования. Здесь есть действующая станция метро. Кроме того, как отметили в Комитете по ЖКХ и транспорту Ленобласти, есть готовность девелоперов предоставить земельные участки.
Заказчиком проекта выступила Дирек­ция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Работы за счет частного инвес­тора выполнили группа предприя­тий «Дорсервис», ОАО «АрхиГрад» и ЗАО «ИНФЭ».
По словам Константина Щербина, генерального директора ОАО «АрхиГрад», проект хаба в Мурино «достаточно специ­фический» в том смысле, что, хотя компания занималась подобной проблематикой довольно много, это один из первых «полностью сформулированных» проектов. Кроме того, ТПУ на базе существующей станции метрополитена «Девяткино» очень крупный: он рассчитан на обслуживание примерно 220 тыс. человек. «В перспективе он сопоставим с ТПУ «Парнас», – говорит Константин Щербин. Кроме того, по потенциальным нагрузкам станция «Девяткино» практически аналогична «Купчино». Если на юге города в часы пиковой нагрузки через «Купчино» проходит около 16,5 тыс. человек, то через «Девяткино» – в пределах 14 тыс. Однако стоит учесть, что сегодня эта станция работает в «половинном» режиме: один блок турникетов не задействован.
Сама идея транспортно-пересадочных узлов не нова, и специалисты «АрхиГрада» прорабатывали варианты концептуального решения ТПУ уже при разработке генерального плана Муринского поселения и двух проектов планировки территории – с обеих сторон от железной дороги. Предварительные концепции этого ТПУ появлялись еще ранее.

Исходные условия

По сути, формирование ТПУ в Мурино началось еще в советское время с открытием станции «Девяткино». Далее имело место развитие прилегающей территории с расширением ее функциональных возможностей, например за счет притяжения объектов торговли и, как следствие, развития стихийных пассажирских автоперевозок. С началом бурного жилищного строительства в этом районе произошло резкое увеличение численности населения, что продолжается и сегодня. При этом в Мурино и соседнем Новом Девяткино практически отсутствуют крупные общественно-деловые зоны. Это и обусловило идею хаба как общественного пространства, объединяющего территории активной застройки в прилегающих микро­районах.
«При разработке концепции проекта мы учитывали и европейский, и азиатский опыт строительства ТПУ, совмещающих транспортную, общественную, торговую, деловую и развлекательную функции. Концентрация и упорядочение потоков – тот путь, по которому сегодня идут все», – прокомментировал Константин Щербин. Особая привлекательность хаба, по его мнению, состоит в том, чтобы кроме многофункциональности было обеспечено комфортное пребывание (и краткосрочное, и долгосрочное) для посетителей.

Функции

Хаб в Мурино – это около 400 тыс. кв. м арендуемых площадей (торговых, офисных, досуговых) и около 100 тыс. кв. м площадей логистических (коммуникации, коридоры, переходы и т. д.). Это сосредоточение в одном месте линий метрополитена и железной дороги, автовокзала и перехватывающих парковок для личного автотранспорта.
Проект, общая стоимость реализации которого оценивается в 33 млрд рублей, состоит из четырех частей. Во-первых, это непосредственно станция метро и железнодорожная платформа. Во-вторых, это часть, выходящая на западную сторону железной дороги. Далее, практически полностью подземная часть (под существующей привокзальной площадью) к востоку от железнодорожной линии. Наконец, четвертая часть в случае ее реализации займет буферную зону между первой очередью и жилым районом. «Строительство этой части сопряжено с необходимостью выноса высоковольтной линии электропередачи, поэтому сегодня оно под вопросом. Но думаю, в перспективе хаб будет построен полностью», – полагает Константин Щербин.
И вынос линии электропередачи, и необходимая развязка с КАД потребуют федерального софинансирования. Сейчас заказчик проекта и областной Комитет по дорожному хозяйству ведут по этим вопросам консультации с Минтрансом РФ. «Полноценную развязку вряд ли удастся согласовать, но строительство съезда с КАД там возможно», – прокомментировал Константин Полнов, председатель Комитета по ЖКХ и транспорту Ленобласти. Он также сообщил, что после анализа транспортных потоков на границе агломерации наиболее востребованными узлами были признаны ТПУ в Мурино и Кудрово.
Интересно, что экономическая модель проекта хаба в Мурино предполагает совсем незначительное бюджетное финансирование и быструю окупаемость. В качестве базовой рассматривается государственная форма собственности проекта. Однако возможны варианты реализации коммерческих площадей частным собственникам либо передачи объекта в управление частному оператору на определенный срок.

Системный подход

По мнению экспертов, перспективы строи­тельства транспортно-пересадочных узлов в Петербургской агломерации станут более определенными, когда появится концепция развития системы транспорта в целом. Которая, в свою очередь, возможна только после утверждения общей схемы развития агломерации. «Это работа завтрашнего, а может быть, даже сегодняшнего дня. Поскольку в соответствии с поправками в Градкодекс такие схемы совместного развития до 2018 года должны принять шесть российских регионов: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Севастополь и Республика Крым», – уточнил Константин Щербин.

рубрика: Проект
автор: Татьяна Крамарева
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.