Обращение с отходами на этапе перемен
Принятый в конце декабря прошлого года 458-ФЗ внес принципиальные новшества в российскую систему обращения с отходами производства и потребления. Как полагают эксперты, наиболее важное новшество – экономическое стимулирование утилизации отходов.
Сегодня объем перерабатываемых отходов в Санкт-Петербурге – в пределах 15%, в Ленинградской области – 5%. Между тем принцип ресурсосбережения, предполагающий широкое использование вторичного сырья, становится все более важным с учетом нестабильности мировой экономики. «Будущее за ресурсосбережением – это очевидно. Но утилизация мусора в России стоит настолько дешево, что желающих этим заниматься – извлекать полезные фракции – единицы. Отсутствует инфраструктура по сбору отходов для их переработки, не ведется работа с населением, которое может эти фракции сортировать», – говорит Роман Казаков, эксперт в сфере обращения с отходами.
Принципиально
«458-ФЗ позволяет наконец реализовать идею платы перевозчику за реально довезенный до мест складирования либо переработки мусор. Средства будут аккумулироваться у регионального оператора. Эта структура будет обладать всей полнотой информации об источниках образования отходов, их объемах, участниках рынка обращения с отходами. Остается только создать систему контроля, что позволяет сделать современное оборудование», – комментирует Константин Полнов, председатель Комитета по ЖКХ и транспорту Ленинградской области. По его словам, в комитете проработают вопрос о создании такой системы на базе ГЛОНАСС, чтобы можно было отслеживать передвижение транспорта, перевозящего отходы.
Вообще принципиальное значение внесения поправок в федеральный закон об обращения с отходами для Ленобласти как раз и состоит в том, что отныне все полномочия в этой сфере концентрируются на уровне региона. Ранее муниципалитеты первого уровня занимались сбором и транспортировкой отходов, муниципалитеты второго уровня – их захоронением. «Как результат система контроля за промышленными отходами в регионе недостаточно эффективна, не все отходы размещаются на предназначенных для того объектах», – считает Роман Казаков. Однако проблему № 1, по его мнению, представляют собой отходы I-III классов опасности. Удельный вес их невелик, но вред, наносимый окружающей среде, несомненно больше, чем от всех прочих классов. «Губернатор Ленинградской области поддержал в прошлом году инициативу о создании мобильных пунктов по сбору опасных отходов, как это практикуется в Петербурге. Сейчас такая программа формируется, и очень надеюсь, что она заработает», – говорит эксперт. Между тем власти Санкт-Петербурга планируют дальнейшее развитие системы обращения с опасным отходами за счет увеличения числа стационарных пунктов приема, с одной стороны, и парка подвижного состава – экомобилей – с другой.
Детали нуждаются в проработке
Специалисты в один голос подчеркивают: чтобы новый закон заработал, необходимо подготовить федеральные подзаконные акты. Это поручено рабочей группе, созданной при участии двух министерств: природных ресурсов и экологии, а также строительства и ЖКХ. По мнению многих экспертов, отсутствие федеральных нормативных документов больше всего препятствует реализации требований 458-ФЗ. Создают трудности и сжатые сроки лицензирования операторов этого рынка. Напомним, ранее лицензированию подлежали не все виды деятельности по обращению с отходами (в частности, не требовалось лицензии на их сбор и транспортирование), и старые лицензии действуют только до 1 июля.
Далее, вводя понятие регионального оператора, законодатель не уточнил требования к нему, порядок регулирования его деятельности. Пока очевидно только, что это юридическое лицо должно выбираться на конкурсной основе в соответствии с 44-ФЗ на срок не менее 10 лет. «Однако это не означает, что региональный оператор будет действовать в этом качестве даже при несоблюдении условий контракта», – уточняет Константин Полнов. Фактически именно региональный оператор будет организовывать систему по сбору, транспортировке, утилизации отходов через договорные отношения с операторами, управляющими компаниями в сфере ЖКХ и физическими лицами – частными домовладельцами. Но остаются вопросы, будет ли избираться один или несколько региональных операторов, какую деятельность будет вести он сам и т. д. «Мы рассчитываем, что это будет одна организация, действующая на всей территории Санкт-Петербурга. Нам было бы удобнее, если бы это было ГУП «МПБО-2». Но законодатель может нас поправить», – отмечает Денис Завьялов, начальник отдела по обращению с отходами производства и потребления и инвестиционных проектов Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга.
Среди экспертов и официальных лиц нет общего мнения о форме собственности регионального оператора. Но они едины относительно абсолютной управляемости этой структуры органами государственной власти. «Моя точка зрения – это должно быть акционерное общество со 100%-ным капиталом субъекта РФ», – заявляет Константин Полнов. «В условиях возврата к лицензированию, т. е. контроля государства за отраслью, региональным оператором должна быть региональная госкомпания. Это наиболее эффективная модель управления», – отмечает Роман Казаков.
Очевидные аспекты
До 1 января 2016 года регионы должны разработать и утвердить региональную программу по обращению с отходами и территориальную схему обращения с отходами. Только при наличии этих документов регионы смогут претендовать на средства федерального бюджета в части экологического сбора, предназначенные для развития инфраструктуры по обращению с отходами.
Экологический сбор – еще одна важная новелла 458-ФЗ. В соответствии с новыми требованиями производитель промышленных отходов должен либо самостоятельно обеспечить их переработку, либо перечислять в федеральный бюджет экологический сбор в зависимости от нормативов образования отходов (которые также пока не установлены). Утверждение и нормативов образования отходов, и предельных тарифов входит в полномочия региональных властей. Переведя сбор и транспортировку отходов из категории жилищной услуги в коммунальную, федеральный законодатель дал регионам возможность устанавливать экономически справедливый предельный тариф.
Сегодня региональная программа по обращению с отходами в Ленинградской области в стадии согласования, и в областной бюджет заложены средства на разработку территориальной схемы. В Петербурге территориальная схема, как говорят в Комитете по благоустройству, «практически разработана». Создана, кроме того, рабочая группа (с участием представителей Ленобласти) по внесению изменений в ранее утвержденную региональную программу. «Наша задача – синхронизировать программы двух субъектов, чтобы при внесении изменений в нашу программу Ленинградская область была с ними согласна в той части, которая имеет к ней отношение», – уточняет Денис Завьялов.
Но вопрос о том, когда экологический сбор начнет поступать в федеральный бюджет, остается открытым. Около 30 млрд рублей, которые должны были пополнить государственную казну в нынешнем году, из откорректированного варианта бюджета исчезли. Сейчас на федеральном уровне обсуждается перенос сроков начала экологических платежей на 1 января 2017 года. Между тем сокращение объема образования отходов и максимальное их вовлечение во вторичный оборот, по мнению экспертов, должны стать первоочередными мероприятиями.