Свежий взгляд на агломерацию
Кризис, сдерживающий развитие девелоперских проектов, – удачное время для переосмысления векторов развития Петербургской агломерации. Молодым архитекторам и градостроителям предложено создать полноценный многофункциональный город-спутник в сегодняшних условиях.
В рамках форума «Будущий Петербург» в 2015 году проводится уникальный исследовательский и медийный проект – архитектурно-девелоперский форсайт. Тема форсайта – «Новые города Петербургской агломерации: экономическое, социальное, пространственное проектирование».
Форсайт в рамках проекта «Будущий Петербург» проводится уже в четвертый раз. В ходе этого конкурса молодые архитекторы, урбанисты, градостроители, экономисты и социологи собираются в несколько команд и под руководством опытных кураторов формируют модели нового города (включая новую функциональную проработку территорий и 3D-моделирование). Предметом для осмысления становится та или иная перспективная территория Петербурга, потенциал которой пока не раскрыт.
В рамках форсайта 2015 года командам предложено выйти за границы Петербурга и смоделировать город-спутник в правильном его понимании – территорию, на которой эффективно решены не только инфраструктурные и архитектурные, но прежде всего экономические и социальные задачи. Эти модели должны показать альтернативу сегодняшней застройке территорий на границе Петербурга и Ленинградской области.
Растет как «раковая опухоль»
По словам вице-губернатора Ленинградской области Дмитрия Ялова, к 2020 году население территории, прилегающей к городу, вырастет с 626 тыс. до 1 млн 82 тыс. человек.
«Средняя динамика прироста – около 40 тыс. человек в год. В основном за счет российской миграции, в меньшей степени – из стран ближнего зарубежья. Это значит, кто количество «точек роста» будет увеличиваться – Мурино, Кудрово, Новогорелово, ряд проектов в районе Волхонки, в Буграх и др. «Благодаря» кризисным явлениям в экономике наступает удачный момент – есть возможность остановиться, отдышаться, немного «протрезветь». Причем как девелоперу, так и потребителю», – считает Дмитрий Ялов.
Новые территории осваиваются в основном как крупные спальные районы, не обеспеченные в должной мере объектами социальной и транспортной инфраструктуры, местами приложения труда.
«Происходит разрастание города как «раковой опухоли», идет расширение высокоплотной застройки, где всегда есть доминирование «спальной» функции над функциями промышленными и сервисными. Жители таких районов вынуждены пользоваться социальными благами большого города, – отмечает Дмитрий Ялов. – Однако существует другая модель агломерации – когда есть ядро, вокруг которого развиваются самодостаточные города-спутники. К сожалению, полноценные города складываются в 40-50 км от города. Например, Тосно, Гатчина. Как это удастся сделать в городах, примыкающих к Петербургу, – пока большой вопрос».
Борис Юшенков, координатор объединения «Общественная платформа», считает, что противодействовать рыночным силам в уже сложившихся районах проблематично: «Миссия власти – гармонизировать застройку, чтобы нас потом не проклинали будущие поколения. Область, на мой взгляд, должна любыми правдами и неправдами оставлять в районах такой застройки некие лакуны по 10-30 га, в которых когда-то будут помещены места приложения труда, социальная инфраструктура. А в новых проектах нужно выдавать разрешение на застройку только в случае выделенных в проектах планировки территорий для размещения мест приложения труда, объектов обеспечения качества жизни и транспортной сети. Последнее особенно требует серьезной продуманности».
В рамках законодательства
Заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области Владимир Демин отмечает, что власти Ленобласти вынуждены работать в соответствии с законодательством, по которому именно муниципалитеты готовят документы терпланирования и осуществляют стратегию развития территорий. «Регион забрал часть полномочий по утверждению градостроительной документации, однако для отказа по утверждению таких документов нужно законное обоснование», – считает Владимир Демин.
По мнению Владимира Демина, сегодня нет никаких экономических предпосылок для создания новых городов-спутников «с нуля»: «Теоретически это возможно в случае появления крупных федеральных проектов или, например, в местах пересечения новых федеральных и региональных дорог. Например, если будет реализовано строительство трассы Западная Европа – Западный Китай. Но это перспективы, о которых студенты могут помечтать в своих проектах».
Гораздо большую озабоченность вызывают складывающиеся спальные районы, которые Владимир Демин охарактеризовал как «сельские агломерации»: «Сегодня на территории Мурино и Новодевяткино проживает 27 тыс. человек, а по генплану там заложен рост до 134 тыс. Никаких общественных зон, кроме детских садов и школ, там нет. Молодым архитекторам нужно подумать, какие градостроительные требования можно применить к этим территориям, чтобы улучшить ситуацию».
«Мы не должны забывать и о высоких целях. Мы могли бы сейчас начать закладывать какие-то основы будущей идеологии – что вообще мы хотели бы видеть в далеком будущем. Если свободный рынок будет развиваться только по своим законам, а общество его не направит, то мы получим гетто», – считает заместитель генерального директора архитектурного бюро «Земцов, Кондиайн и партнеры» Михаил Кондиайн. По его словам, такая идеология имеет и практическое значение – она должна лечь в основу изменения правового регулирования градостроительной деятельности. Ведь без этого изменения любые инициативы остаются «наивными предположениями».
Формировать вкус
«Неужели наличие детского сада и школы – это весь уровень притязаний на качественное жилье? – задается вопросом Нина Одинг, директор-координатор научно-исследовательских программ МЦСЭИ «Леонтьевский центр». – Запросы качественно меняются в результате конкуренции среди архитекторов и девелоперов. Создаваемые проекты могут включать в себя нового типа информационные центры, соединяющие обучающую деятельность, выставочную составляющую, зоны рекреации, сферу услуг. В части реализации инвестиционных проектов между собой должны взаимодействовать и муниципалитеты. Силами только правительства региона эту проблему не решить».