Александр Орт: «В негосударственной экспертизе произойдет снижение стоимости и сокращение сроков»
Член совета некоммерческого партнерства «Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс», председатель экспертного совета этого партнерства Александр Орт организует новую структуру по негосударственному надзору и экспертизе. В беседе с корреспондентом «Строительного Еженедельника» Денисом Кожиным он рассуждает, почему услуги негосударственной экспертизы станут более конкурентоспособными и дешевле государственных.
– Как сегодня обстоят дела с развитием рынка негосударственной экспертизы?
– Нововведение по внедрению негосударственной экспертизы сначала было воспринято всеми участниками строительного рынка как нечто чуждое и непонятное, поскольку уже давно существует устоявшаяся система государственной экспертизы. А так как это всех настораживало, то и начало реализации новых норм Градкодекса было неактивным. Практически весь этот год ушел на выстраивание той схемы, которая должна подвести черту под реструктуризацией государственной экспертизы с вводом негосударственной. Появившиеся четкие правила по аттестации специалистов и аккредитации новых организаций по негосударственной экспертизе, а также требования по переаттестации и переаккредитации ранее существовавших компаний повлекли за собой затягивание процесса внедрения негосударственной экспертизы. Как только в мае этого года появились четкие правила, всем стало понятно, каким путем идти в части создания или перерегистрации компаний по негосударственной экспертизе. Сначала до августа этого года продлевали действующие аттестаты специалистов, потом их принято было признать недействительными. Теперь правила вроде бы появились, но процедурно это очень длительный процесс.
– Что необходимо для аттестации специалистов и аккредитации организации в сфере негосударственной экспертизы?
– По закону в компании должно быть минимум пять специалистов, аттестованных на право ведения негосударственной экспертизы. Документы посылаются претендентом по почте или лично привозятся в Минрегион, где они должны быть рассмотрены в течение месяца. Реально это процедура из-за формальных претензий (например, было неправильно оформлено заявление) к представленным документам может растягиваться на месяцы, а то и на полгода. Скажем через 1,5-2 месяца гражданин может получить отказ по формальным признакам. Еще месяц уходит на то, чтобы переделать эти замечания, поэтому только на первом этапе уходит 3 месяца. Потом месяц и более нужно ждать, чтобы тебя пригласили на экзамен. Мало того что это процедурно очень растянутый процесс, все сосредоточено в Москве, и вся Россия едет туда. А там сумасшедшая очередь только для того, чтобы попасть на экзамен. И не факт, что специалист сдаст экзамен с первого раза, это естественный процесс.
– С чем связана необходимость переаттестации уже работавших в этой области специалистов? Как-то повысились требования к экспертам?
– Приказ Минрегиона выпущен так, что до 30 августа все эксперты должны были переаттестоваться. Процедура практически такая же, как раньше, только документы требуются другие.
– Может быть, это какие-то специальные «бюрократические рогатки», чтобы отсеять случайные компании на этом рынке?
– В течение 4-5 месяцев человек, как правило, выходит на экзамен, через две недели после сдачи экзамена ему должны выдать аттестат. Фактически это происходит через месяц-полтора. И далее при наличии всех аттестатов у пяти специалистов в организации можно подавать в Регистрационную палату на регистрацию самой организации. Там тоже свой порядок и свои сроки. В итоге при благополучном стечении обстоятельств уходит 8-9 месяцев, чтобы организации подтвердить свое право или вновь зарегистрироваться и начать свою деятельность. Раньше в России было зарегистрировано около 470 организаций по экспертизе, а подтвердилось только порядка 50. Возможно, переаккредитация была задумана, чтобы сократить количество этих организаций. Пока для меня и для всех участников рынка негосударственной экспертизы это непонятно.
– В каком состоянии процесс аттестации специалистов и аккредитации вашей новой организации?
– В Минрегион направлены документы на 14 специалистов, по трем из них через 1,5 месяца пришел ответ – необходимо поправить некоторые формальные замечания в документах. Я надеюсь, что по существующей процедуре мы сможем до Нового года аттестовать необходимое количество специалистов и получить аккредитацию.
– А для специалистов из государственной экспертизы тоже необходима переаттестация?
– Там все прошло более лояльно, во всяком случае по срокам, чтобы не останавливался процесс государственной экспертизы.
– А если в негосударственную экспертизу перейдут работать специалисты из государственной экспертизы?
– Аттестат подтверждает квалификацию специалиста, а где он работает – значения не имеет.
– Есть ли какая-то разница между полномочиями государственной и негосударственной экспертизы после вступления в силу поправок в Градкодекс?
– Разрешение на строительство выдается при наличии любой экспертизы – как государственной, так и негосударственной. Однако для проектов, которые финансируются из бюджета, а также для особо опасных и особо сложных проектов обязательно проведение государственной экспертизы. Для всех остальных проектов застройщику дается право обращаться в любую аккредитованную организацию.
– Как вы полагаете, негосударственные услуги будут дешевле или дороже, чем у госэкспертизы?
– Я уверен, что в негосударственной экспертизе произойдет снижение стоимости и сокращение сроков. Во всяком случае мы перед собой ставим именно такую задачу. Я думаю, что негосударственные структуры, чтобы к ним пошли, будут понижать стоимость на 5-7% по сравнению с госэкспертизой.
– Аккредитованная негосударственная организация имеет полномочия на проведение экспертизы на территории всей РФ?
– Если раньше госэкспертиза в Петербурге могла работать только с проектами для Петербурга, то теперь негосударственная экспертиза распространяется на проекты на всей территории РФ. То есть если проектная организация находится в Петербурге, а объект в Челябинске, не надо ехать туда, чтобы пройти экспертизу.
– Все, о чем мы говорили выше, касается экспертизы, но ваша новая организация в дальнейшем планирует заниматься также и надзором?
– Пока порядок аккредитации компаний на проведение негосударственного надзора не определен. Ко второму чтению законопроекта в Госдуме направлены предложения от Петербурга, и я надеюсь, что до конца этого года этот закон с поправками в Градкодекс будет принят. Уже имея опыт аттестации специалистов и аккредитации в экспертизе, мы полагаем, что и в надзоре схема будет приблизительно та же. Сначала инспекторов надо будет аттестовывать, а потом аккредитовывать организацию на проведение негосударственного надзора. Поэтому Комитет по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО и национальный центр «Специальный ресурс» вышли с конкретными предложениями, чтобы не централизовать все в Москве, и полпредство нас поддержало. Мы предложили дать право субъектам проводить аттестацию по федеральным округам, это экономия и времени, и средств. Не надо будет ехать, например, из Владивостока в Москву, если они создадут центр по переаттестации у себя в Хабаровске.
– Пока правила игры по надзору окончательно не определены, эти функции выполняют только госструктуры. Ваш прогноз: когда реально заработают компании в сфере негосударственного надзора?
– Директивные сроки в знаменитой «дорожной карте» (распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2012 года «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» – прим. ред.) установлены с 1 декабря текущего года, то есть с 1 января 2013 года часть положений должна уже реализовываться. Я надеюсь, что негосударственные компании смогут начать оказывать услуги по надзору с июня следующего года.
– Как сегодня обстоят дела с развитием рынка негосударственной экспертизы?
– Нововведение по внедрению негосударственной экспертизы сначала было воспринято всеми участниками строительного рынка как нечто чуждое и непонятное, поскольку уже давно существует устоявшаяся система государственной экспертизы. А так как это всех настораживало, то и начало реализации новых норм Градкодекса было неактивным. Практически весь этот год ушел на выстраивание той схемы, которая должна подвести черту под реструктуризацией государственной экспертизы с вводом негосударственной. Появившиеся четкие правила по аттестации специалистов и аккредитации новых организаций по негосударственной экспертизе, а также требования по переаттестации и переаккредитации ранее существовавших компаний повлекли за собой затягивание процесса внедрения негосударственной экспертизы. Как только в мае этого года появились четкие правила, всем стало понятно, каким путем идти в части создания или перерегистрации компаний по негосударственной экспертизе. Сначала до августа этого года продлевали действующие аттестаты специалистов, потом их принято было признать недействительными. Теперь правила вроде бы появились, но процедурно это очень длительный процесс.
– Что необходимо для аттестации специалистов и аккредитации организации в сфере негосударственной экспертизы?
– По закону в компании должно быть минимум пять специалистов, аттестованных на право ведения негосударственной экспертизы. Документы посылаются претендентом по почте или лично привозятся в Минрегион, где они должны быть рассмотрены в течение месяца. Реально это процедура из-за формальных претензий (например, было неправильно оформлено заявление) к представленным документам может растягиваться на месяцы, а то и на полгода. Скажем через 1,5-2 месяца гражданин может получить отказ по формальным признакам. Еще месяц уходит на то, чтобы переделать эти замечания, поэтому только на первом этапе уходит 3 месяца. Потом месяц и более нужно ждать, чтобы тебя пригласили на экзамен. Мало того что это процедурно очень растянутый процесс, все сосредоточено в Москве, и вся Россия едет туда. А там сумасшедшая очередь только для того, чтобы попасть на экзамен. И не факт, что специалист сдаст экзамен с первого раза, это естественный процесс.
– С чем связана необходимость переаттестации уже работавших в этой области специалистов? Как-то повысились требования к экспертам?
– Приказ Минрегиона выпущен так, что до 30 августа все эксперты должны были переаттестоваться. Процедура практически такая же, как раньше, только документы требуются другие.
– Может быть, это какие-то специальные «бюрократические рогатки», чтобы отсеять случайные компании на этом рынке?
– В течение 4-5 месяцев человек, как правило, выходит на экзамен, через две недели после сдачи экзамена ему должны выдать аттестат. Фактически это происходит через месяц-полтора. И далее при наличии всех аттестатов у пяти специалистов в организации можно подавать в Регистрационную палату на регистрацию самой организации. Там тоже свой порядок и свои сроки. В итоге при благополучном стечении обстоятельств уходит 8-9 месяцев, чтобы организации подтвердить свое право или вновь зарегистрироваться и начать свою деятельность. Раньше в России было зарегистрировано около 470 организаций по экспертизе, а подтвердилось только порядка 50. Возможно, переаккредитация была задумана, чтобы сократить количество этих организаций. Пока для меня и для всех участников рынка негосударственной экспертизы это непонятно.
– В каком состоянии процесс аттестации специалистов и аккредитации вашей новой организации?
– В Минрегион направлены документы на 14 специалистов, по трем из них через 1,5 месяца пришел ответ – необходимо поправить некоторые формальные замечания в документах. Я надеюсь, что по существующей процедуре мы сможем до Нового года аттестовать необходимое количество специалистов и получить аккредитацию.
– А для специалистов из государственной экспертизы тоже необходима переаттестация?
– Там все прошло более лояльно, во всяком случае по срокам, чтобы не останавливался процесс государственной экспертизы.
– А если в негосударственную экспертизу перейдут работать специалисты из государственной экспертизы?
– Аттестат подтверждает квалификацию специалиста, а где он работает – значения не имеет.
– Есть ли какая-то разница между полномочиями государственной и негосударственной экспертизы после вступления в силу поправок в Градкодекс?
– Разрешение на строительство выдается при наличии любой экспертизы – как государственной, так и негосударственной. Однако для проектов, которые финансируются из бюджета, а также для особо опасных и особо сложных проектов обязательно проведение государственной экспертизы. Для всех остальных проектов застройщику дается право обращаться в любую аккредитованную организацию.
– Как вы полагаете, негосударственные услуги будут дешевле или дороже, чем у госэкспертизы?
– Я уверен, что в негосударственной экспертизе произойдет снижение стоимости и сокращение сроков. Во всяком случае мы перед собой ставим именно такую задачу. Я думаю, что негосударственные структуры, чтобы к ним пошли, будут понижать стоимость на 5-7% по сравнению с госэкспертизой.
– Аккредитованная негосударственная организация имеет полномочия на проведение экспертизы на территории всей РФ?
– Если раньше госэкспертиза в Петербурге могла работать только с проектами для Петербурга, то теперь негосударственная экспертиза распространяется на проекты на всей территории РФ. То есть если проектная организация находится в Петербурге, а объект в Челябинске, не надо ехать туда, чтобы пройти экспертизу.
– Все, о чем мы говорили выше, касается экспертизы, но ваша новая организация в дальнейшем планирует заниматься также и надзором?
– Пока порядок аккредитации компаний на проведение негосударственного надзора не определен. Ко второму чтению законопроекта в Госдуме направлены предложения от Петербурга, и я надеюсь, что до конца этого года этот закон с поправками в Градкодекс будет принят. Уже имея опыт аттестации специалистов и аккредитации в экспертизе, мы полагаем, что и в надзоре схема будет приблизительно та же. Сначала инспекторов надо будет аттестовывать, а потом аккредитовывать организацию на проведение негосударственного надзора. Поэтому Комитет по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО и национальный центр «Специальный ресурс» вышли с конкретными предложениями, чтобы не централизовать все в Москве, и полпредство нас поддержало. Мы предложили дать право субъектам проводить аттестацию по федеральным округам, это экономия и времени, и средств. Не надо будет ехать, например, из Владивостока в Москву, если они создадут центр по переаттестации у себя в Хабаровске.
– Пока правила игры по надзору окончательно не определены, эти функции выполняют только госструктуры. Ваш прогноз: когда реально заработают компании в сфере негосударственного надзора?
– Директивные сроки в знаменитой «дорожной карте» (распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2012 года «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» – прим. ред.) установлены с 1 декабря текущего года, то есть с 1 января 2013 года часть положений должна уже реализовываться. Я надеюсь, что негосударственные компании смогут начать оказывать услуги по надзору с июня следующего года.
рубрика:
Интервью