Александр Орт: «В негосударственной экспертизе произойдет снижение стоимости и сокращение сроков»

Член совета некоммерческого партнерства «Национальный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс», председатель экспертного совета этого партнерства Александр Орт организует новую структуру по негосударственному надзору и экспертизе. В беседе с корреспондентом «Строительного Еженедельника» Денисом Кожиным он рассуждает, почему услуги негосударственной экспертизы станут более конкурентоспособными и дешевле государственных.

– Как сегодня обстоят дела с развитием рынка негосударственной экспертизы?
– Нововведение по внедрению негосударственной экспертизы сначала было воспринято всеми участниками строительного рынка как нечто чуждое и непонятное, поскольку уже давно существует устоявшаяся система государственной экспертизы. А так как это всех настораживало, то и начало реализации новых норм Градкодекса было неактивным. Практически весь этот год ушел на выстраивание той схемы, которая должна подвести черту под реструктуризацией государственной экспертизы с вводом негосударственной. Появившиеся четкие правила по аттестации специалистов и аккредитации новых организаций по негосударственной экспертизе, а также требования по переаттестации и переаккредитации ранее существовавших компаний повлекли за собой затягивание процесса внедрения негосударственной экспертизы. Как только в мае этого года появились четкие правила, всем стало понятно, каким путем идти в части создания или перерегистрации компаний по негосударственной экспертизе. Сначала до августа этого года продлевали дей­ствующие аттестаты специалистов, потом их принято было признать недействительными. Теперь правила вроде бы появились, но процедурно это очень длительный процесс.

– Что необходимо для аттестации специалистов и аккредитации организации в сфере негосударственной экспертизы?
– По закону в компании должно быть минимум пять специалистов, аттестованных на право ведения негосударственной экспертизы. Документы посылаются претендентом по почте или лично привозятся в Минрегион, где они должны быть рассмотрены в течение месяца. Реально это процедура из-за формальных претензий (например, было неправильно оформлено заявление) к представленным документам может растягиваться на месяцы, а то и на полгода. Скажем через 1,5-2 месяца гражданин может получить отказ по формальным признакам. Еще месяц уходит на то, чтобы переделать эти замечания, поэтому только на первом этапе уходит 3 месяца. Потом месяц и более нужно ждать, чтобы тебя пригласили на экзамен. Мало того что это процедурно очень растянутый процесс, все сосредоточено в Москве, и вся Россия едет туда. А там сумасшедшая очередь только для того, чтобы попасть на экзамен. И не факт, что специалист сдаст экзамен с первого раза, это естественный процесс.

– С чем связана необходимость переаттестации уже работавших в этой области специалистов? Как-то повысились требования к экспертам?
– Приказ Минрегиона выпущен так, что до 30 августа все эксперты должны были переаттестоваться. Процедура практиче­ски такая же, как раньше, только документы требуются другие.

– Может быть, это какие-то специальные «бюрократические рогатки», чтобы отсеять случайные компании на этом рынке?

– В течение 4-5 месяцев человек, как правило, выходит на экзамен, через две недели после сдачи экзамена ему должны выдать аттестат. Фактически это происходит через месяц-полтора. И далее при наличии всех аттестатов у пяти специалистов в организации можно подавать в Регистрационную палату на регистрацию самой организации. Там тоже свой порядок и свои сроки. В итоге при благополучном стечении обстоятельств уходит 8-9 месяцев, чтобы организации подтвердить свое право или вновь зарегистрироваться и начать свою деятельность. Раньше в России было зарегистрировано около 470 организаций по экспертизе, а подтвердилось только порядка 50. Возможно, переаккредитация была задумана, чтобы сократить количество этих организаций. Пока для меня и для всех участников рынка негосударственной экспертизы это непонятно.

– В каком состоянии процесс аттестации специалистов и аккредитации вашей новой организации?
– В Минрегион направлены документы на 14 специалистов, по трем из них через 1,5 месяца пришел ответ – необходимо поправить некоторые формальные замечания в документах. Я надеюсь, что по существующей процедуре мы сможем до Нового года аттестовать необходимое количество специалистов и получить аккредитацию.

– А для специалистов из государ­ственной экспертизы тоже необходима переаттестация?
– Там все прошло более лояльно, во всяком случае по срокам, чтобы не останавливался процесс государственной экспертизы.

– А если в негосударственную экспертизу перейдут работать специалисты из государственной экспертизы?
– Аттестат подтверждает квалификацию специалиста, а где он работает – значения не имеет.

– Есть ли какая-то разница между полномочиями государственной и негосударственной экспертизы после вступления в силу поправок в Градкодекс?
– Разрешение на строительство выдается при наличии любой экспертизы – как государственной, так и негосударственной. Однако для проектов, которые финансируются из бюджета, а также для особо опасных и особо сложных проектов обязательно проведение государственной экспертизы. Для всех остальных проектов застройщику дается право обращаться в любую аккредитованную организацию.

– Как вы полагаете, негосударственные услуги будут дешевле или дороже, чем у госэкспертизы?
– Я уверен, что в негосударственной экспертизе произойдет снижение стоимости и сокращение сроков. Во всяком случае мы перед собой ставим именно такую задачу. Я думаю, что негосударственные структуры, чтобы к ним пошли, будут понижать стоимость на 5-7% по сравнению с гос­экспертизой.

– Аккредитованная негосударственная организация имеет полномочия на проведение экспертизы на территории всей РФ?
– Если раньше госэкспертиза в Петербурге могла работать только с проектами для Петербурга, то теперь негосударственная экспертиза распространяется на проекты на всей территории РФ. То есть если проектная организация находится в Петербурге, а объект в Челябинске, не надо ехать туда, чтобы пройти экспертизу.

– Все, о чем мы говорили выше, касается экспертизы, но ваша новая организация в дальнейшем планирует заниматься также и надзором?
– Пока порядок аккредитации компаний на проведение негосударственного надзора не определен. Ко второму чтению законопроекта в Госдуме направлены предложения от Петербурга, и я надеюсь, что до конца этого года этот закон с поправками в Градкодекс будет принят. Уже имея опыт аттестации специалистов и аккредитации в экспертизе, мы полагаем, что и в надзоре схема будет приблизительно та же. Сначала инспекторов надо будет аттестовывать, а потом аккредитовывать организацию на проведение негосударственного надзора. Поэтому Комитет по качеству и безопасности строительства при Координационном совете по развитию строительной отрасли СЗФО и национальный центр «Специальный ресурс» вышли с конкретными предложениями, чтобы не централизовать все в Москве, и полпред­ство нас поддержало. Мы предложили дать право субъектам проводить аттестацию по федеральным округам, это экономия и времени, и средств. Не надо будет ехать, например, из Владивостока в Москву, если они создадут центр по переаттестации у себя в Хабаровске.

– Пока правила игры по надзору окончательно не определены, эти функ­ции выполняют только госструктуры. Ваш прогноз: когда реально заработают компании в сфере негосударственного надзора?
– Директивные сроки в знаменитой «дорожной карте» (распоряжения Правительства РФ от 16 августа 2012 года «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» – прим. ред.) установлены с 1 декабря текущего года, то есть с 1 января 2013 года часть положений должна уже реализовываться. Я надеюсь, что негосударственные компании смогут начать оказывать услуги по надзору с июня следующего года.
рубрика: Интервью
Поделиться:
Редакция газеты «Строительный Еженедельник» и портала «АСН-инфо» ответственности за материалы, публикуемые в данных разделах, не несет.